«Одной из КРУПНЕЙШИХ арт-выставок Москвы» назвал Cosmoscow арт-директор Саймон Рис. Он 19 лет глубоко изучает российское искусство, но в оценке этого форума явно поскромничал. В последние пару лет Cosmoscow превратилось в САМОЕ значительное московское событие в мире искусства и доросло до больших международных масштабов. На VIP превью отметились селебрити, известные коллекционеры и начинающие коллекционировать картины представители высшего общества. Выставку посетила отечественная элита (одно имя гостя Романа Абрамовича чего стоит). Cosmoscow можно было бы дать приз в двух номинациях -- самое ожидаемое культурное явление осеннего сезона (и не обманувшее надежд), а также самое великолепное. Даже в отсеке кофе-брейка как бы между делом висело многометровое полотно Виноградова и Дубосарского, написанное дуэтом в прошлые годы совместного творчества. Две картины максимально отражали суть названия Cosmoscow -- это огромное полотно и работа «Moscow» художника Lazy Mike… из Лос-Анжелеса (первое фото наверху).
Стенды Cosmoscow в Гостинном дворе заняли 67 галерей (в том числе, иностранные), представившие 300 художников из 14 стран. Кроме крупнейших галерей из России, приехал представители арт-дилеров Италии, Франции, Германии, Австрии, Бельгии, США и других стран. Лучший стенд был вручен галерее Artwin Gallery. Вернисаж посетило более 4000 человек
Трехдневная образовательная программа CosmoscowTalks с участием международных экспертов привлекла не только молодежь, но и искусствоведов и галеристов. Медиа-звезды приходили посмотреть на выставку и пополнить коллекцию, расширить свои представления о новейших тенденциях. Например, опять в этом году на Cosmoscow был замечен Андрей Малахов, про которого известно, что он потихоньку и со вкусом собирает собственную коллекцию.
Фонд Cosmoscow представил созвездие художественных проектов, созданных специально для ярмарки. Среди них проекты «Художника года» — дуэта МишМаш и «Институции года» — Центра современного искусства «Заря» (Владивосток). МишМашевские фигурки, как разбросанные игрушки, мелькали в нишах на разных стендах. Кирилла Кто с его узнаваемыми «заявами» завезли сразу две галереи. Выставка «Искусственный Взгляд» под кураторством Александра Буренкова представила подборку работ российских и зарубежных современных художников из частных собраний под общей темой -- проблемы осуществления эстетического выбора в современной культуре.
Cosmoscow 2019 была поделена на 6 секций: Galleries, Discovery, Frame, Focus, Design и Editions.
Среди экспонатов были и мужские фаллосы, нарисованные словно менструальной кровью, и отточенные изящные объекты с глубоким концептуальным смыслом.
На большие инсталляции и скульптуры год выдался неурожайный, зато в жанре малых форм, графики и дизайна интерьеров попадались шедевры. Например, куратор Кристина Краснянская представила ведущих китайских дизайнеров, уже названных самыми перспективными в Поднебесной благодаря коллекциям, в которых сочетаются китайские традиции и новейшие технологий.Стенду Посольства государства Катар в Российской Федерации и Qatar Airways можно было бы дать приз в номинации «самый эффектный».
Кроме изобилия красных роз там можно увидеть замечательную фотовыставку «Белое солнце» и инсталляцию Soundwalk Collective, напрямую или опосредованно связанных с историческим контекстом Катара. Также заметным событием был стенд Qatar Airways с виртуальной реальностью.Особый шик помогла придать поддержка партнеров Credit Suisse, Audi, Ruinart, Mercury, La Prairie и St. Regis Москва Никольская. Так что значительным казалось даже откровенное барахло, выставленное некоторыми галереями в надежде на неразборчивого покупателя, ослепленного блеском бриллиантов на гостях и стенде элитных ювелиров Mercury.
А барахло было (как без этого в современном искусстве?!), но затейливо представленное. Наряду с ним висели действительно отличные работы. И в этом году экспозициями казалась более интересной. И одной из ведущих тенденций приятно почудилась такая — хватит шокировать и оскорблять, давайте удивлять.Помимо таких известных галерей, как Giorgio Persano (Италия), galerie frank elbaz (Франция), Galerie Forsblom (Финляндия) и Georg Kargl Fine Arts Gallery (Австрия) Cosmoscow также представила новое поколение игроков арт-рынка: Dawid Radziszewski Gallery (Польша), Galerie Emanuel Layr (Австрия / Италия); Peres Projects Gallery (Германия), Raster Gallery (Польша) and Temnikova & Kasela (Эстония).
В этом году в секции Focus при поддержке Итальянского Института культуры в Москве галереи из Италии — Sara Zanin Z20 Gallery и C+N Canepaneri показывали произведения художников, родившихся в России.Премия Credit Suisse в этом году была вручена Игорю Самолету. Это четвертый в истории выставки победитель, он получает грант, менторскую поддержку экспертов, а также возможность принять участие в арт-резиденции культурного центра PROGR в швейцарском Берне. На ярмарке творчество Игоря Самолета было представлено фотографиями из проекта «Гербарий» (2013−2017).
ГУМ-Red-Line показал в рамках Cosmoscow проект «Философия общего дела» (автор концепции — Гоша Острецов) при участии Владимира Дубосарского, «ЕлиКука», Алисы Йоффе, Ирины Кориной, Павла Пепперштейна и других известных художников.
Кроме откровенно выставленных на продажу объектов, на выставке были некоммерческие стенды, например, минималистская — с одной картиной, но очень стильная презентация проектов Московского музея современного искусства, выбранного «Музеем года» на Cosmoscow. Там была лишь одна супрематическая композиция Георгия Стенберга из коллекции Зураба Церетели.Медиафорум Cosmoscow был посвящен взгляду на искусство и культуру сквозь призму проблематики миллениалов, для которых уже стали нормой бум цифровых технологий и социальных сетей, повышенный интерес к образованию, мультикультурализм и выяснение различия полов.
Среди участников были заявлены с явным гендерным перевесом Эмми Америка, Юлия Варшавская, Юрате Гураускайте, Екатерина Дементьева, Анастасия Красильникова, Мария Крамар, Таня Столяр, Катя Федорова, Егор Крафт, Евгения Милова, Алексей Новоселов, Гарри Нуриев, Дмитрий Озерков, Николай Палажченко и другие.Мария Агуреева каждый вечер исполняла перформанс на помосте в центре вернисажа. Это было впечатляющее зрелище не только потому что Мария стала победителем конкурса на соискание гранта в области современного искусства Ruinart Art Patronat, а этот элитный винный дом щедро поил своим шампанским гостей выставки. Девушка украсила бы подмостки любого элитного клуба, но выбрала серьезное выступление, наполненное не эротическим, а философским смыслом. Она создавала трехмерные фигуры, а аппараты уничтожали их, превращая творение в прах и оставляя его лишь в памяти зрителей, которые остались единственными носителями этих образов.
Перформанс был также и на интерьерных телевизорах The Frame, предоставленных Samsung. Можно было виртуально посетить цифровую выставку лотов аукциона Off White «Больше чем роскошь», который прошел в июне 2019 года и собрал € 104 000.
И одним из самых ярких событий в буквальном смысле стал марафон художников, которые на расписывали 140-метровый холст, натянутый на архитектурную конструкцию двухметровой высоты в течение первых двух дней ярмарки Cosmoscow. Посетители могли следить за работой художников, а самые дерзкие — давать советы, задавать уточняющие вопросы и даже просить им лично покрасить также «этот забор», поскольку квалификация и талант некоторых участников марафона не были очевидными. Два последних дня стена была доступна для просмотра окончательного результата и критики.Cosmoscow привлекала гостей всех категорий и возрастов — со знаком 4+. Программа Kids by MMOMA Kids помогала детям стать соавтором большой абстрактной скульптуры. В течение трех дней пространство детской зоны на ярмарке бурлило, меняя цвета и фактуры, там двигались воздушные фигуры и резвился арт-аниматор.
В рамках Параллельной программы Cosmoscow прошло открытие проекта Ростана Тавасиева «Океан. На дне 3D» в инновационном шоу-руме Audi City Moscow на Никольской улице. Также состоялась премьера фильма Евгения Гранильщикова DRAME, который был создан на средства, собранные Фондом Cosmoscow. Это был созданный экспериментальным киноязыком фильм о границах документального кино и о судьбоносном потоке случайностей.
Организаторы ярмарки Cosmoscow 2019 приняли решение перечислить 5% от выручки за входные билеты (1500 рублей за вход) в фонд целевого капитала (эндаумент-фонд) Музея «Гараж».Выставка привлекла таких гостей как Борис Белоцерковский, Иван Ургант, Вика Газинская, Виктория Исакова, Айдан Салахова, Александр Добровинский, Полина Юмашева, Гор Нахапетян, Александр Петров, Александр Раппопорт, Илона Столье, Александра Новикова, Дарья Веледеева, Алена Ахмадуллина, Алена Долецкая, Виктория Борисевич, Антон Белов, Ольга Слуцкер, Снежана Георгиева, Надежда Оболенцева, Анна Ивченко, Инга Берман, Дарья Лисиченко, Игорь Гаранин, Анастасия Винокур, Анастасия Романцова, Дмитрий Дудинский, Андрей Бартенев, Анзор Канкулов, Анна Андронова, Анна Худоян, Владимир Мухин, Ксения Тараканова, Маша Федорова, Артем Королев, Влад Лисовец, Ирина Вольская, Ованес Погосян, Вика Манасир, Георгий Киселев, Елена Крыгина, Ингрид Олеринская, Иляна Эрднеева.