Дар Яхонта

0
50

Множество художников мечтают представить свое творчество в Третьяковской галерее и передать картины, но не у всех их примут. К Олегу Яхонту в мастерскую лично пожаловала директор. Он известен не только как художник и скульптор, но и непререкаемый авторитет в среде реставраторов. В результате появился проект выставки, где часть экспозиции отведена творчеству самого Олега Яхонта — в ней представлены графика и скульптурные работы, выполненные художником в различных материалах. Другая часть -- его коллекция и дар музею.

Дар Яхонта
Олег Яхонт на открытии выставки
Третьяковская галерея представляет выставочный проект, осуществленный в рамках программы пополнения коллекции музея «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее». На выставке представлены скульптурные и графические произведения классиков отечественного искусства XX века Б.Д. Королёва, Б.Н. Терновца, И.И. Машкова, М.Д. Рындзюнской и А.М. Гюрджана из личной коллекции художника-реставратора, кандидата искусствоведения Олега Васильевича Яхонта (род. 1941), переданные в дар Третьяковской галерее.

Олега Яхонта и Третьяковскую галерею связывает многолетнее сотрудничество. На рубеже 1970-х годов он выполнил сложнейшую реставрацию одного из шедевров русской скульптуры второй половины ХIХ столетия — статуи «Иван Грозный» М.М. Антокольского. В начале 1980-х годов Олег Васильевич был сотрудником отдела реставрации Галереи, параллельно обучая молодых хранителей и реставраторов мастерству бережного отношения к произведениям скульптуры.

Помимо реставрационной и искусствоведческой деятельности, Яхонт занимался творчеством, создавая графические, живописные и скульптурные произведения. Вверху на фото -- скульптурные портреты его дочери.

Название выставочного проекта, состоящего из двух разделов, удачно отражает смысловую многозначность его идеи — это дар ценных коллекционных произведений, дар художника, реставратора, искусствоведа и собирателя артефактов русской культуры.

Дар Яхонта
Подаренная Олегом Яхонтом скульптура Б.Д. Королёва кубистического периода — «Женская фигура (Кубистическая композиция)»"
Одним из ярчайших экспонатов выставки станет произведение Б.Д. Королёва кубистического периода — «Женская фигура (Кубистическая композиция)» 1920 года. Королёв — единственный последовательный кубист того времени, и эта выразительная работа существенно дополнит наши представления о поисках в скульптуре в 1920-е годы. Не менее уникален «Карл Маркс» 1919 года, выполненный по ленинскому плану монументальной пропаганды. Оба эти произведения Королёва существенно расширяют монографию скульптора в Галерее.

Три рисунка Бориса Королёва — ценное дополнение к его графическим работам из собрания Третьяковской галереи. Подписанные автором и датированные 1919 годом, «Архитектурные композиции» являются частью экспериментов по созданию концепции новой архитектурной формы. Еще одно произведение Королёва — эскиз надгробия Т.И. Нетте, дипломатического курьера, убитого при нападении на поезд. Именно ему посвятил стихотворение «Товарищу Нетте — пароходу и человеку» В.В. Маяковский. Рисунок интересен как первоначальный замысел монумента для Ваганьковского кладбища и дополняет другие проекты этого памятника из собрания Галереи.

Уникальны рисунки И.И. Машкова, среди которых есть ранние произведения студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества, с проставленными на них баллами. А есть эскизы живописных портретов, созданные зрелым мастером. Один из них — графический вариант знаменитой картины из собрания Государственного Русского музея «Портрет З. Д. Р. (Дама в голубом)», второй — подготовительная работа к портрету начальника штаба РККА А.И. Егорова. Живописный оригинал был приобретен для фонда Революционного военного совета на выставке «ХV лет РККА», хранился в Музее Красной Армии и был уничтожен после ареста и расстрела маршала Егорова в годы Большого террора. Что делает еще более уникальным эскиз «репрессированного» портрета.

Также на выставке будут представлены две гипсовые скульптуры Марины Рындзюнской, созданные в 1920-е годы — «Женщина с ребенком» и «Сидящая женщина». Не менее ценным, учитывая, что очень мало работ этих авторов сохранилось, станет поступление в собрание музея произведений Акопа Гюрджана и Бориса Терновца.

Дар Яхонта
Каталог выставки был дополнен подробным предисловием Олега Яхонта
К выставке издан каталог, который включает в себя личные заметки об искусстве самого Олега Яхонта и произведения, представленные на выставке.

Высочайшее мастерство Яхонта-реставратора, его любовь к русской культуре и ответственность перед ней истинного интеллигента позволили дать многим экспонатам бесценной коллекции вторую жизнь.

Воссозданные и бережно им хранимые, они войдут в собрание музея, заполнив ряд лакун в собрании русского искусства XX века Третьяковской галереи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here