Фешин. Возврашение к истокам

0
87

Николай Фешин начинал творить в Казани, затем уехал в Америку, но масштаб его дарования не позволил ему затеряться среди сотен художников мятежного времени. Он «вернулся» столетие спустя в Россию — получил широкое признание как один из наиболее ярких художников первой половины ХХ века. Третьяковская галерея организовала выставку мастера вместе с Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан в рамках юбилейных мероприятий в связи со 100-летием образования Республики (ТАССР).

Фешин. Возврашение к истокам
Автопортрет. 1910-е Холст, масло
В 2021 году исполняется 140 лет со дня рождения Николая Ивановича Фешина (1881−1955). В Казани, родном городе художника, сохранилась самая большая коллекция его произведений, включающая более 180 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Он успешно окончил Казанскую художественную школу в 1901 году, и поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге (1901−1909). Оказавшись в мастерской И. Е. Репина он получил поддержку и одобрение мэтра. В 1916 году «за известность на художественном поприще» он был удостоен звания академика.

В 1923 году Фешин эмигрировал вместе с семьей в США, что объясняется не политическими убеждениями. В Америку его зазвали обещанием выставок и успешных продаж картин два богатых мецената-коллекционера. Любопытно, что в 21 веке его картины в Америке начали скупать российские меценаты и привозить в Россию. На выставке в Третьяковской галерее представлены произведения Фешина также его американского периодов творчества.

Фешин. Возврашение к истокам
Сравнивая эту картину с рембрантовской и сутинской тушами, можно увидеть, что Фешин не побоялся более сложного композиционного решения
Впервые в Третьяковской галерее экспонируются большая часть полотен Фешина, в том числе его большие картины «Обливание» и «Бойня». Эту последнюю картину Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи, отметила на открытии выставки особенно, подчеркнув преемственность трудной темы изображения туш у Фешина — немногим великим художникам, таким как Рембрант и Сутин, удавалось передать богатство красок и пластичность натуры.

По замыслу автора «Обливание» (на фото вверху фрагмент) и «Бойня» должны были стать частью цикла на темы крестьянской жизни. Фешин работал над ними в течение нескольких лет в мастерской Казанской художественной школы, где он преподавал с 1908 по 1923 год. Этюды к картине «Обливание» были написаны в селе Надеждино Лаишевского уезда Казанской губернии в имении художника Н. Н. Бельковича, на дочери которого Фешин женился в 1913 году. Обряд обливания ледяной водой в летнюю жару по народным поверьям защищал людей от хворей и предотвращал засуху. «Бойня» была задумана художником в 1904 году во время поездки с экспедицией инженера геолога Н.Л.Ижицкого в район южного Енисея. Увиденная художником кровавая сцена убоя скота запечатлелась в его сознании и стала символом событий 1905 года в России — Кровавого воскресенья и революции. В качестве главного персонажа на первом плане он изобразил собственного отца.

Фешин. Возврашение к истокам
Фавн работы Фешина, который выполнил немало портретов и скульптур в дереве
На выставке также представлен и классический портрет его отца и другие портреты современников Фешина, которые он создавал в разные периоды. Фешин был известен как великолепный портретист еще в России и это позволило ему безбедно жить в Америке. В ранних работах он следовал лучшим традициям реализма. «Портрет отца» экспонировался на 45-й выставке Товарищества передвижников и был высоко оценен художественной критикой «как единственное, что достойно упоминания на выставке».

Иван Александрович Фешин, владевший позолотностолярно-резной мастерской в Казани, оформлял интерьеры церквей, изготовлял алтари и иконостасы. Он всегда поддерживал сына в его желании стать художником и помогал ему на протяжении жизни. Фешин считал отца своим первым учителем, неоднократно создавал его живописные и скульптурные портреты.

Фешин. Возврашение к истокам
На выставке представлено несколько картин обнаженной натуры в великолепной имрессионисткой стилистике
Благодаря отцу Николай Фешин освоил резьбу по дереву и скульптуру. На выставке представлен портрет его дочери. Ия, так же как отец и жена Фешина, неоднократно становилась моделью его живописных, графических и скульптурных произведений. Скульптурный портрет дочери был исполнен мастером уже в эмиграции в Таосе (штат Нью-Мексико, США), где он построил по собственному проекту дом для своей семьи, украсив интерьеры деревянной резьбой. Ия Николаевна Фешина-Бренхам (1914−2002) впоследствии посвятила жизнь сохранению памяти об отце и его наследии. В 1976 году она посетила Советский Союз, чтобы захоронить прах художника, и подарила несколько его произведений Музею изобразительных искусств в Казани.
Фешин. Возврашение к истокам
Фрагмент портрета Сапожниковой
На выставке представлено несколько портретов покровительницы Н.И.Фешина, его ученицы и мецената Н.М.Сапожниковой (1877−1944). Кроме живописи, она занималась музыкой, преподавала, а после отъезда Фешина в США приняла его мастерскую. В 1912 году она организовала студию, ставшую одним из центров художественной жизни Казани. В ней работали Н.И.Фешин, В.Э.Вильковиская, А. Г. Платунова, К.К. Чеботарёв, В.А.Попов и другие.

Центральное место на выставке занимает портрет девятилетней Вари Адоратской, выполненный по заказу Н.М. Сапожниковой. Серебристый ровный фон стены подчеркивает белизну скатерти и батистового платья, яркие краски натюрморта на столе. Портрет стал одним из высших достижений русского периода творчества Фешина и по праву ставится в один ряд с лучшими детскими образами конца XIX век

Слава успешного портретиста достаточно быстро закрепилась за Фешиным в Америке, что позволило ему путешествовать, особенно после развода с женой. Ему были рады в разных городах, где готовы были прозволить его выставки. В последние годы он поселился в небольшом домике в лесу недалеко от Санта-Моники в Калифорнии.

«Подъем в шесть, зарядка, холодный душ, завтрак, прослушивание международных новостей, быстрая прогулка с собачкой Пеппер и затем работа до захода солнца»? — так Фешин описывает свою жизнь в этот период.

Портрет голливудской звезды немого кино Лиллиан Гиш (1893−1993)—предположительно был создан как предварительный набросок для живописного портрета «Лиллиан Гиш в роли Ромолы» (1925). Как многие рисунки углем, с их мягкими, словно тающими контурами, мастер проявляет не только красоту актрисы, но и силу ее характера. Это умение создавать нежный прекрасный колорит и проявлять психологические черты личности отличает работы Фешина.

Кураторы: Надежда Александровна Мусянкова, Татьяна Сергеевна Зелюкина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here