«Гений века» двинулся на Восток

0
2357

AXIART.INFO / Государственная Третьяковская галерея в сотрудничестве с Республикой Татарстан и в партнерстве с Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль», а также с Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан представляют выставку «Гений века…» — первый проект долгосрочной программы, в рамках которой пройдут крупные выставочные проекты в Казани и в Москве.

Подготовленная экспозиция — это рассказ о поиске красоты в пространстве искусства, о формировании эстетических идеалов эпохи, о рождении ХХ столетия, бунтарского и многоликого.

Выставка включает произведения самых значительных художников и скульпторов прошлого века и охватывает период в несколько десятилетий (1900−1920-е годы), наполненный творческими поисками, открытиями и завоеваниями в сфере художественной культуры. Это время, когда в искусстве сложилось невиданное разнообразие стилей, а Михаил Врубель, Константин Коровин, Пётр Кончаловский, Михаил Ларионов и другие создавали новые стилистические тенденции и направления, во многом определявшие образ своей эпохи.

М. Ларионов. Провинциальная франтиха. 1907
М. Ларионов. Провинциальная франтиха.

Встреча произведений из двух выдающихся музейных собраний дает возможность работам, создававшимся как парные, вновь встретиться в едином выставочном пространстве. Так, например, впервые за многие годы будут показаны вместе «Провинциальная франтиха» (ГМИИ РТ, 1907) и «Провинциальный франт» (ГТГ, 1909) Ларионова. Выставка выводит на поверхность шедевры казанской и московской коллекций, ряд из которых часто экспонируются, а какие-то оказались незаслуженно забыты. Особенно ценно, что многие картины, предоставленные Третьяковской галереей, являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции музея и редко покидают его стены, как, например, «Царевна-Лебедь» Врубеля — жемчужина выставки и ее эмблема.

Экспозиция показывает, насколько широк был диапазон творческих поисков художников, работавших в рамках фигуративного искусства. Каждый зал объединяет близких по духу мастеров, которые, как правило, имели общие эстетические взгляды. Выставка открывается декоративным панно «Полет Фауста и Мефистофеля» (ГМИИ РТ) Михаила Врубеля, который признан предтечей живописи ХХ века и родоначальником русского символизма. Его творчество предвосхитило мистические настроения, которыми проникнуты многие произведения художников «Голубой розы». Радость бытия, очарование сиюминутности воспевали «русские импрессионисты» и прежде всего Константин Коровин. Схожий темперамент в работе с красочной фактурой проявляли художники раннего авангарда, которые объединились в группы «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Однако они придерживались более смелых взглядов. Последний, постреволюционный раздел дает возможность увидеть, как протекала эволюция направлений, заявленных в начале века, в принципиально ином, до-соцреалистическом контексте 1920-х годов.

В составе экспозиции — 53 живописных и 8 скульптурных работ из коллекции Третьяковской галереи и 20 живописных произведений из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.

Специально к выставке подготовлено иллюстрированное издание-каталог.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here