Возвращение геометризма

0
97

Выставка восьми московских художников представляет одно из наиболее значимых направлений в отечественном искусстве второй половины ХХ века — геометрическую абстракцию. Участники выставки — Владимир Адреенков, Рубен Апресян, Татьяна Баданина, Алёна Кирцова, Владимир Немухин, Эдуард Штейнберг, Александр Юликов и Валерий Юрлов относятся к разным поколениям: одни «родом» из шестидесятых, другие — из семидесятых и девяностых, но всех их объединяет интерес к искусству русского авангарда.

В Европе и США геометрическая абстракция, оказав значительное влияние на становление современной архитектуры, развитие дизайна, промышленного и декоративно-прикладного искусства, начала возрождаться после окончания Второй мировой войны. Этому способствовало появление таких направлений, как минимализм и оп-арт.

В отечественном искусстве традиции авангарда вновь зазвучали в середине 1950-х годов. К абстрактному искусству часто обращались художники из неофициальной среды. Художники старшего поколения, открыв для себя беспредметность через творчество Казимира Малевича и западное искусство, пришли к пониманию геометрической абстракции как языка больших возможностей и осуществили прорыв в новое для советского искусства и зрителя художественное сознание. На выставке представлены произведения живописи, графики, скульптуры и объекты восьми художников, которые исследуют наследие авангарда, не только продолжая заложенную в начале ХХ века традицию, но и предлагая свои способы ее интерпретации и обновления.
В основе беспредметных композиций Владимира Андреенкова (род. 1930), Александра Юликова (род. 1943) и Валерия Юрлова (род. 1932) лежит графическое начало. Образ мира, выраженный в отвлеченной геометрической художественной форме, определяет их тип художественного сознания. Владимир Андреенков, наследуя традиции конструктивизма, поступательно развивался от трансформации абстрактных форм («Трансформация № 10», 1962) к беспредметным серийным конструкциям («Созвучия № 16»; «Созвучия № 17», обе — 1990). Толчком к пластической простоте элементарных построений послужили впечатления художника от произведений Пита Мондриана 1920−1930-х годов.

Александр Юликов выбирает холсты в основном классического формата и заполняет их правильными по форме геометрическими одноцветными фигурами, контрастирующими по цвету с белым фоном. Часто произведение складывается из нескольких холстов, как из пазлов, формируя единое изображение. Геометрические формы Юликова, стремящиеся за пределы холста, создают ощущение неустойчивости и визуального дискомфорта. Так художник передает ритмы и образы ХХ и XXI столетий, динамичных и драматичных.
Если Андреенков и Юликов работают с ограниченным кругом форм и считаются минималистами в области геометрической абстракции, то Валерия Юрлова интересует рождение одной формы из другой. Наряду с простыми геометрическими формами в его произведениях появляются «живая» формы капли и «мертвая» форма ромба («Композиция с золотыми формами», 1961). Теория целостности противоположностей была использована художником и в беспредметных пространственных объектах, созданных в различных материалах («Без названия», 1959).
Вторая группа авторов, чьи работы представлены на выставке, преобразовывает видимый мир в абстрактные формы, наполненные символикой, с целью выявить его структурно-живописные особенности. Круг и крест в произведениях Эдуарда Штейнберга (1937−2012) являются элементами, наполненными символическим, религиозным значением. Сам Штейнберг не считал себя абстракционистом — в его работах проглядывается пейзаж, многие из картин носят названия месяцев года («Март — май», 1981; «Композиция „Февраль“», 1988), настраивая зрителя на волну ассоциаций, связанных с визуальными изменениями в природе. В поздние годы творчества художник стал добавлять в композиции слова и цифры, придавая произведению образную объемность.

Фирменным знаком Владимира Немухина (1925−2016) является использование в картинах игральной карты. Многочисленные ломберные столы вызывают в зрительской памяти образы, связанные с темой азартных игр в русской культуре. Многоплановость подтекстов карточной игры художник усиливает и дополняет «многослойностью» пространства картин, где нижним слоем становится цветной квадрат плоскости стола («Черный ломберный стол», 1990; «Композиция с черным кругом», 1996). В коллажных портретах деятелей культуры конца XIX — ХХ веков Немухин и напрямую, и опосредованно обращается к их наследию («Посвящение Л. Лисицкому», 1983; «Посвящение П. Сезанну», 1985; «Посвящение Шагалу (М. Шагал. Валет)», 1993). Разнообразные интерпретации пространства в живописных произведениях логично подвели художника к работе с объемными формами в фарфоре, металле и дереве («Посвящение Франциско Инфанте», 1986).

Творчество Татьяны Баданиной (род. 1955) представлено одним произведением — инсталляцией («Белые одежды. Посвящение…», 2007). В этой многовариантной с точки зрения экспонирования работе воплотились поиски художника в области формы, цвета и света. В четких формах белых одежд, растворенных в пространстве, воздухе и свете, находят выражение ассоциации с невидимыми мирами. Сочетая чистый цвет и геометрические линии одежд, Баданина освобождает их от бытового смысла, они становятся знаками ангельских образов, соединяющих землю и небо.
Алёна Кирцова (род. 1954) преобразует окружающий мир в геометрически-колористические «раскладки». Бескрайние просторы Шпицбергена, где художница родилась, поспособствовали развитию особого взгляда на окружающий мир. Работая мастихином, вплавляя друг в друга краски, художник наполняет свои абстракции внутренней чувственной энергией («Ступени III», 1994; «Сумеречный луч», 2014).
Живописный темперамент — определяющее качество абстрактных произведений Рубена Апресяна (род. 1963). Художник смягчает геометрические структуры, заполняя их нечеткие контуры живописной массой на основе тонких переходов или контрастов красок земельных цветов, передающих внутреннюю вибрацию материи («Абстрактная композиция в голубовато-серых тонах», 2005). Сутью творчества Апресяна является создание структур памяти, передающих пульс времени и бытия («Стена», 2004).
Выставка «Геометризмы. 1950−2010-е» позволяет проследить, как по-разному открытия авангардистов — Малевича и мастеров его круга — отображаются в творчестве художников второй половины ХХ века и сегодняшних дней.

Экспозицию дополняют биографические справки и авторские цитаты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here