Семья направила этого человека в Санкт-Петербург изучать юриспруденцию, но, как и Чайковский, он свернул с этого пути. Хотя университетское образование помогло Игорю Грабарю стать одним из самых успешных арт-управленцем России, публика помнит его как ярчайшего импрессиониста. Из него получился бы отличный адвокат. Благодаря Грабарю не был взорван храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве и не уничтожены сотни икон.После титанов русской живописи Серова и Репина в Третьяковской галереи представили мастера менее известного широкой публике, но давно заслуживающего должного внимания. Игоря Грабаря (1871−1960) стоит вспомнить его как самого яркого представителя русского импрессионизма. Живопись он совмещал с руководством Третьяковской галереей, научной работой, формированием музейной работы и реставрацией памятников старины. Четыре зала Инженерного корпуса музея показывают его с разных сторон.
Экспонируются около 120 живописных произведений (из них около 90 — работы И.Э. Грабаря), более 100 книг и документов: 15 музейных коллекций, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, региональные музеи России, Национальный художественный музей Республики Беларусь, 14 частных собраний
Игорь Грабарь окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Художественное образование он получал, обучаясь у И.Е. Репина в Императорской Академии художеств с 1894 по 1896 год. Не окончив Академию, Грабарь уехал в Германию, где с 1896 по 1898 год прошел курс в знаменитой мюнхенской студии Антона Ажбе. С 1913 по 1925 год он был сначала попечителем, а затем директором Третьяковской галереи. С 1918 года возглавлял Всероссийскую комиссию по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, в 1924 году преобразованную в Центральные государственные реставрационные мастерские. С 1937 по 1942 год был директором Московского института изобразительных искусств (сейчас Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова). С 1942 по 1946 год Грабарь возглавлял Всероссийскую Академии художеств в Ленинграде и Институт живописи, скульптуры и архитектуры при ней, а с 1944 года до самой смерти руководил Институтом истории искусства и охраны памятников архитектуры при Академии наук СССР (сейчас Государственный институт искусствознания). На выставке Игорь Грабарь предстает в разных ипостасях. Обладая страстным, кипучим темпераментом, Игори Грабарь добивался превосходных результатов в каждом виде деятельности. В своем творчестве Грабарь синтезировал опыт пейзажистов предшествующих поколений — традиции русской школы и новации современных ему направлений европейского искусства: импрессионизма, постимпрессионизма, символизма, модерна. Он создал собственный тип русского пейзажа, нашел новые возможности отображения родной природы в «послелевитановскую» эпоху. Вслед за знаменитой картиной «Февральская лазурь» (1904, ГТГ) он создал цикл работ под названием «Сказка инея». Первый зал оформлен как гостиная усадебного дома. Здесь представлены работы, исполненные в подмосковных имениях. Уже первые осенние пейзажи, написанные в Наре и показанные на выставке журнала «Мир искусства» 1901−1902 годов, произвели сенсацию среди зрителей необычной трактовкой природы и манерой исполнения. Тогда молодой художник, только что вернувшийся из Европы, предоставил на выставку девять полотен. Картину «Луч солнца» (1901, ГТГ) приобрел Совет Третьяковской галереи.
Следующий зал решен как воображаемый парк-пленэр — место создания зимних пейзажей — и как мастерская, где художник писал портреты. В начале зимы 1904 года Грабарь оказался в Дугине — подмосковной усадьбе друга и художника Николая Мещерина. Здесь появились лучшие его произведения, среди которых «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» — наиболее яркие и выразительные примеры использованного художником метода разложения цвета, дивизионизма. Важное место в творчестве Грабаря занимают натюрморты. В таких картинах, как «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907, обе — ГТГ), художник находит множество тонких колористических и композиционных решений. Последний зал третьего этажа оформлен в виде реконструкции кабинета искусствоведа, в котором можно познакомиться с научными трудами Грабаря. ОсПри Грабаре собрание Третьяковской галереи значительно пополнилось, в частности древнерусскими иконами и живописью художников авангарда. Таким образом он обозначил новые перспективы развития музея. Десять картин художников авангарда — М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, К.С. Петрова-Водкина, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, В.В. Кандинского — можно увидеть на выставке. Грабарь создал институции, которые успешно работают до сих пор — реставрационный центр его имени и институт искусствознания. Он был автором масштабных научных трудов, например первого и второго многотомных изданий «Истории русского искусства». Много сделал для сохранения архитектурных памятников древнерусского искусства
В экспозицию включили спасенные древние памятники, в том числе четыре доски знаменитого Васильевского чина из Успенского собора города Владимира, по преданию исполненные Андреем Рублевым. Кроме того, здесь представлены иконы, которые экспонировались на подготовленной И.Э. Грабарем и А.И. Анисимовым выставке «Памятники древнерусской живописи. Русские иконы
Экспозицию дополняют две мультимедийные программы о деятельности Грабаря на посту директора Третьяковской галереи и в сфере охраны памятников московской архитектуры. К выставке подготовлены лекции, аудиагид и альбом-каталог, издания из серий «Художник в Третьяковской галерее» и «Земной шар глазами художника», 2 тома из серии «Третьяковская галерея. ХХ век», книги для детей «Прогулки по усадьбам».
Куратор: Ольга Атрощенко
Дизайн экспозиции: Евгений Асс, Ольга Аистова
Выставочный проект удалось реализовать благодаря поддержке ПАО «Транснефть», АО «Газпромбанк» и ПАО «Сургутнефтегаз».