Живописец, реставратор, директор

0
937

Семья направила этого человека в Санкт-Петербург изучать юриспруденцию, но, как и Чайковский, он свернул с этого пути. Хотя университетское образование помогло Игорю Грабарю стать одним из самых успешных арт-управленцем России, публика помнит его как ярчайшего импрессиониста. Из него получился бы отличный адвокат. Благодаря Грабарю не был взорван храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве и не уничтожены сотни икон.

Живописец, реставратор, директор
Самая известная работа Игоря Грабаря «Февральская лазурь»
После титанов русской живописи Серова и Репина в Третьяковской галереи представили мастера менее известного широкой публике, но давно заслуживающего должного внимания. Игоря Грабаря (1871−1960) стоит вспомнить его как самого яркого представителя русского импрессионизма. Живопись он совмещал с руководством Третьяковской галереей, научной работой, формированием музейной работы и реставрацией памятников старины. Четыре зала Инженерного корпуса музея показывают его с разных сторон.

Экспонируются около 120 живописных произведений (из них около 90 — работы И.Э. Грабаря), более 100 книг и документов: 15 музейных коллекций, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, региональные музеи России, Национальный художественный музей Республики Беларусь, 14 частных собраний

Живописец, реставратор, директор
Мастер создавал «Февральскую лазурь» с натуры, под зонтиком, который прикрывал его от снега
Игорь Грабарь окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Художественное образование он получал, обучаясь у И.Е. Репина в Императорской Академии художеств с 1894 по 1896 год. Не окончив Академию, Грабарь уехал в Германию, где с 1896 по 1898 год прошел курс в знаменитой мюнхенской студии Антона Ажбе. С 1913 по 1925 год он был сначала попечителем, а затем директором Третьяковской галереи. С 1918 года возглавлял Всероссийскую комиссию по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи, в 1924 году преобразованную в Центральные государственные реставрационные мастерские. С 1937 по 1942 год был директором Московского института изобразительных искусств (сейчас Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова). С 1942 по 1946 год Грабарь возглавлял Всероссийскую Академии художеств в Ленинграде и Институт живописи, скульптуры и архитектуры при ней, а с 1944 года до самой смерти руководил Институтом истории искусства и охраны памятников архитектуры при Академии наук СССР (сейчас Государственный институт искусствознания).
Живописец, реставратор, директор
Серов? Репин? нет! Грабарь пробовал разные стили
На выставке Игорь Грабарь предстает в разных ипостасях. Обладая страстным, кипучим темпераментом, Игори Грабарь добивался превосходных результатов в каждом виде деятельности. В своем творчестве Грабарь синтезировал опыт пейзажистов предшествующих поколений — традиции русской школы и новации современных ему направлений европейского искусства: импрессионизма, постимпрессионизма, символизма, модерна. Он создал собственный тип русского пейзажа, нашел новые возможности отображения родной природы в «послелевитановскую» эпоху. Вслед за знаменитой картиной «Февральская лазурь» (1904, ГТГ) он создал цикл работ под названием «Сказка инея».
Живописец, реставратор, директор
Известный как поэт русской зимы, Грабарь также умело писал лето
Первый зал оформлен как гостиная усадебного дома. Здесь представлены работы, исполненные в подмосковных имениях. Уже первые осенние пейзажи, написанные в Наре и показанные на выставке журнала «Мир искусства» 1901−1902 годов, произвели сенсацию среди зрителей необычной трактовкой природы и манерой исполнения. Тогда молодой художник, только что вернувшийся из Европы, предоставил на выставку девять полотен. Картину «Луч солнца» (1901, ГТГ) приобрел Совет Третьяковской галереи.

Следующий зал решен как воображаемый парк-пленэр — место создания зимних пейзажей — и как мастерская, где художник писал портреты. В начале зимы 1904 года Грабарь оказался в Дугине — подмосковной усадьбе друга и художника Николая Мещерина. Здесь появились лучшие его произведения, среди которых «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» — наиболее яркие и выразительные примеры использованного художником метода разложения цвета, дивизионизма. Важное место в творчестве Грабаря занимают натюрморты. В таких картинах, как «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907, обе — ГТГ), художник находит множество тонких колористических и композиционных решений. Последний зал третьего этажа оформлен в виде реконструкции кабинета искусствоведа, в котором можно познакомиться с научными трудами Грабаря. Ос

Живописец, реставратор, директор
Одного каталога было бы мало для такого человека. Третьяковская галерея предлагает четыре издания
При Грабаре собрание Третьяковской галереи значительно пополнилось, в частности древнерусскими иконами и живописью художников авангарда. Таким образом он обозначил новые перспективы развития музея. Десять картин художников авангарда — М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, К.С. Петрова-Водкина, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, В.В. Кандинского — можно увидеть на выставке. Грабарь создал институции, которые успешно работают до сих пор — реставрационный центр его имени и институт искусствознания. Он был автором масштабных научных трудов, например первого и второго многотомных изданий «Истории русского искусства». Много сделал для сохранения архитектурных памятников древнерусского искусства и XVIII—XIX вв.еков.

В экспозицию включили спасенные древние памятники, в том числе четыре доски знаменитого Васильевского чина из Успенского собора города Владимира, по преданию исполненные Андреем Рублевым. Кроме того, здесь представлены иконы, которые экспонировались на подготовленной И.Э. Грабарем и А.И. Анисимовым выставке «Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII—XVIII вв.ека», которая проходила в Германии, Великобритании и США в 1929—1932 годах.

Экспозицию дополняют две мультимедийные программы о деятельности Грабаря на посту директора Третьяковской галереи и в сфере охраны памятников московской архитектуры. К выставке подготовлены лекции, аудиагид и альбом-каталог, издания из серий «Художник в Третьяковской галерее» и «Земной шар глазами художника», 2 тома из серии «Третьяковская галерея. ХХ век», книги для детей «Прогулки по усадьбам».

Куратор: Ольга Атрощенко

Дизайн экспозиции: Евгений Асс, Ольга Аистова

Выставочный проект удалось реализовать благодаря поддержке ПАО «Транснефть», АО «Газпромбанк» и ПАО «Сургутнефтегаз».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here