Некоторые картины Константина Истомина носят отпечаток влияния современных ему течений в искусстве, но большинство полотен представляют уникальный стиль российского художника. Убедиться в этом предложила Третьяковская галерея на новой выставке «Константин Истомин. Цвет в окне». С точки зрения организаторов, сегодня очевидна необходимость вновь сфокусировать внимание на личности художника, увидеть его произведения в современных выставочных залах и уточнить его ориентиры в искусстве ХХ века.
Константин Николаевич Истомин (1887−1942) — крупнейший русский живописец советской эпохи, педагог. Точность и лаконизм композиционных решений, обобщенность форм, изысканность и экспрессивная выразительность цветовой гаммы — главные особенности живописи Истомина, мастера европейской культурной традиции, создавшего собственный стиль и повлиявшего на развитие отечественного искусства ХХ века. Истомин с юных лет интересовался искусством. В конце жизни он стал замечательным преподавателем.
Выставка открыта c 2 октября 2019 по 19 января 2020 в здании Инженерного корпуса. Экспонируемые работы: более 150 произведений живописи и графики Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки, Тверская областная картинная галерея, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой, а также ряд частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга. Графические произведения предоставлены на выставку галереей «Ковчег»
Константин Истомин получил образование в классических гимназиях Харькова и Владивостока, где семья жила в связи с переводами отца по службе, он занимался и в художественных студиях. Позже наибольшее значение имели для него занятия в харьковской студии Е.Е. Шрейдера, жившего ранее во Франции и ориентированного на живопись барбизонцев. После революционных событий 1905 года Истомин уехал в Германию и поступил в художественную школу Ш. Холлоши в Мюнхене. По возвращении из Мюнхена в 1909 году Истомин учился в Московском университете на отделении истории искусств.
Настоящая выставка открывается работами Истомина начала 1920-х годов. Ранние работы — учебные и фронтовые рисунки — не сохранились. В работах на крестьянскую тему — «Чаепитие», «Пряхи», «Жатва» — художник претворяет в жизнь уроки европейских мастеров. В эти же годы он начал писать обнаженную натуру.
География произведений Истомина охватывает Кавказ и Крым. Здесь он лечился в летние месяцы и проводил практику со студентами. В 1928 году совершил поездку в Кабардино Балкарию. Результатом стала серия горных пейзажей Уч-Кулана и портрет местной девушки в национальном костюме («Девушка из Карачая (Портрет Софьят Б.)»). В 1934 году Истомин отправился в творческую командировку на пароходе по Каме. Наблюдая жизнь на пристанях и берегах реки, художник заносит свои беглые впечатления в альбом, листы из которого представлены в экспозиции. Итогом этого путешествия стали картины «На Каме» и «Песня», посвященные жизни рыбаков. Продолжая работать над тематической картиной, Истомин едет в Еникале под Керчью и проводит зиму 1935−1936 года в рыбачьем поселке. Сотни рисунков, акварелей и живописных этюдов, запечатлевших «сияющее море», закаты и восходы, причудливость береговой полосы Восточного Крыма с бухтами и маяками, привозит он из этого путешествия, так и не создав заказной картины. В дальнейшем художник работает в Феодосии, Коктебеле, Судаке и деревне Козы, где располагалась дача для летних практик студентов. Центральная часть экспозиции посвящена работам, созданным в московской мастерской художника.
В 1921 году Истомин получил комнату в доме на Мясницкой улице, где жили преподаватели Вхутемаса. Эта комната и вид из окна стали «главными героями» большинства произведений, написанных мастером в 1920—1930-е годы. Женские фигуры в интерьере на фоне окна, данные контражуром, — любимый мотив в живописи Истомина. Этот же пластический мотив лег в основу картины «Вузовки».
Выставку сопровождает печатное издание «Константин Истомин. Цвет в окне». Помимо произведений живописи и графики в нее включены статьи о творчестве Истомина и хроника его жизни, письма мастера и воспоминания его учеников. Все эпистолярные и мемуарные материалы публикуются впервые.