Явление Иванова народу

0
941

Эскизы не горят также, как и рукописи. И нереализованные проекты могут проявиться для широкой публики. В Третьяковской галерее открыли выставку Александра Иванова «На пути к храму» — выставку эскизов неосуществленного запрестольного образа «Воскресение Христово» в храме Христа Спасителя в Москве и рисунки 1846−1848 годов на сюжеты из Ветхого Завета, получившие название «Протобиблейские эскизы».

Явление Иванова народуХудожник сделал эскизы в надежде на заказ в 1845 году. Они стали вступлением к уникальному циклу «Библейские эскизы», а посетители могут увидеть подготовку к масштабной работе.

Третьяковская галерея — эксклюзивный обладатель графического наследия Александра Андреевича Иванова (1806−1858), включающего в себя более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов. Экспозиция «На пути к храму» — четвертая монографическая выставка Иванова в Галерее.

В декабре 1842 года Иванов узнал из письма отца, что архитектор К.А. Тон (1794−1881), руководивший строительством храма Христа Спасителя в Москве, собирается поручить ему написание двух больших образов —"Преображение" и «Вознесение». Художник, всецело поглощенный работой над большой картиной «Явление Христа народу (Явление Мессии)», старался уклониться от этого официального заказа. Однако под влиянием жизненных обстоятельств, заботясь «о доставлении себе способов на окончание картины», в конце 1844 года он начинает заниматься сочинением образа «Воскресение Христово», надеясь, что К.А. Тон передаст ему заказ, сделанный ранее К.П. Брюллову.

Явление Иванова народуИванов погрузился в изучение иконографии сюжета и в течение трех месяцев разрабатывал три иконографических варианта, трактующих сюжет Воскресения: «Вознесение праведных», «Изведение из гробов», «Праведники парят над пустыми гробами». К каждому из них было исполнено несколько эскизов-вариантов.
В 1845 году Тон сообщил художнику, что ему предназначается роспись парусов в храме Христа Спасителя. Она представляла собой изображения четырех евангелистов. Образ «Воскресение Христово» остался за Карлом Брюлловым (1799−1852).

В начале 1846 года у художника рождается идея нового, «всемирного» храма Спасителя в Москве, который должен был быть заложен по повелению императора Николая I, объявленному в день 25-летия его коронации — в 1851 году.

Явление Иванова народуИванов предполагал, что этот храм «в духе Успенского собора и Василия Блаженного» будет украшен мозаиками, скульптурами и живописью так, чтобы «великолепием своим, огромностью и обширностью» превзошел «все доселе существующие». Художник представлял храм как «результат всех верований, отданных на разбор последней нации на планете земле», а себя видел в числе его живописцев.
Вероятно, в 1846 году Иванов создает рисунки на сюжеты из Ветхого Завета, главным образом из Книги Бытия, которые рассматривает как эскизы росписей предполагаемого храма.

Эскизы включают две группы: большие сцены, исполненные карандашом, и перовые рисунки на небольших альбомных листах. Представлены сюжеты из жизни первых людей: «Бог благословляет Адама и Еву», «Изгнание из рая». Особенно эмоционально выразительна композиция с изображением разгневанного Бога, посылающего стрелы на землю. Он стоит на спине летящего ангела, в левой руке держит лук, правой достает стрелу из колчана. Фон — тучи и молнии. Рисунок основан на тексте из Второй книги Царств, на песне царя Давида, воспетой Богу, своему избавителю от врагов. Впечатление буквально соответствует словам: «Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог» (псалом 17).

В этом эскизе, предназначавшемся для «всемирного» храма Христа Спасителя, художник хотел изобразить Бога, каким его представлял человек «от самого создания мира до Христа» — «в виде всесильного Царя, способного казнить и истреблять».
В экспонирующихся на выставке перовых эскизах из цикла «Сотворение мира» Иванов представил сцены рождения мироздания. Бог и ангелы обращены спинами к зрителю. Они погружены в таинство создания вселенной. Главная тема рисунков — само действие, акт творения, который совершает на наших глазах Бог Творец, Бог Демиург. Лаконизм, простота и обобщенность форм сближают эти эскизы с монументальными работами. Расположенные в ряд, рисунки образуют красивый декоративный фриз, который легко представить на плоскости стены.

Состав выставки: 19 произведений графики из собрания
Государственной Третьяковской галереи
Кураторы: Анна Антонова, Маргарита Крылова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here