Художник вне времени

0
1020

Так Ирина Шуманова, заведующая отделом графики Третьяковской Галереи, назвала художника Александра Иванова — Художник вне времени. Он пережил период забвения современниками — слишком долго писал огромное полотно в Италии. Он представил на суд российско публики, когда в России началась мода на иной художественный стиль. Но в наше время к его творчеству приковано все больше внимания. Зельфира Трегулова, директор музея, отметила Александра Иванова как одного из самых ценных и любимых художников в коллекции Третьяковской Галереи. Цель работников музея — открыть посетителям все грани его мастерства. Этому поможет выставка «Библейские эскизы. Чудеса и проповеди Христа», составленная из 40 произведений графики из собрания Государственной Третьяковской галереи.

«Чудеса и проповеди Христа» — выставка, продолжающая показ графического цикла «Библейские эскизы», работе над которым художник отдал последнее десятилетие своей жизни — с конца 1840-х до начала 1858 года. Это вторая выставка из «ивановского» цикла, поскольку выставочный план и большие запасы эскизов не позволяют выставить все 700 листов и 40 альбомов — наследие Иванова. Осенью нас ждет еще одна из мини-выставок, посвященной определенной тематике и творческому периоду мастера.

Художник вне времени
Это не фотография смазана, а общими масками акварели набросаны фигуры для опеределения композиции
По замыслу Иванова, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях «в особо на то посвященном здании, разумеется, не в церкви». Евангельская тема — «жизнь и деяния Христа» — должна была предстать в окружении изображений ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейских текстов. Композиции росписей складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.

Задуманный художественный ансамбль «Храм искусства», или «Храм философии» можно отнести к романтическим утопиям. Работа Иванова не была завершена. В какой-то мере эта незавершенность выявляет грандиозность замысла, его уникальность как в истолковании библейских текстов, так и в стилистике акварельных композиций.

Художник вне времени
Художник пробует разную стилистику и расстановку фигур. Два эскиза одной сцены — о манне небесной
Выставка «Чудеса и проповеди Христа» посвящена периоду жизни Иисуса, который называют временем его общественного служения. Экспозиция включает работы на темы крещения, призвания учеников, чудес, в том числе знаменитый шедевр художника — эскиз «Хождение по водам (Христос спасает начавшего тонуть Петра)». Значительное место принадлежит акварельным листам со сценами бесед, пророчеств, проповедей, среди них «Христос и самарянка», «Христос и Никодим», «Проповедь Христа в храме». Им свойственны композиционная изобретательность, смелые пространственные и световые эффекты в изображении интерьеров с величественными колоннадами, лестницами.

Сцены, иллюстрирующие важнейшие моменты евангельской истории, должны были занимать главные, центральные поля отдельных стен предполагавшегося здания. Вокруг этих больших композиций планировалось разместить многочисленные, меньшего размера, сцены из Ветхого Завета, которые повествовали о чудесах, совершившихся до пришествия Христа. Так, в роспись стены «Чудесное насыщение народа» Иванов, согласно его ссылкам на библейские тексты, собирался включить композиции, рассказывающие о том, как Бог накормил еврейский народ манной небесной. Эти сюжеты рассматривались художником как смысловые параллели евангельским событиям.

Создавая эскизы росписей, Иванов еще не представлял себе ясно ни архитектуру, ни интерьер здания, в котором они могли бы воплотиться. О его облике говорит лишь один лист в альбоме — чертеж брата художника, архитектора Сергея Иванова «Портик дорического храма» (1857−1858, ГТГ), который, вероятно, является проектом фасада. Сочиненные композиции стенных росписей мыслились Ивановым как плоскости в условном пространстве и не вписывались в конкретные архитектурные формы.
В зале демонстрируется видеоролик, визуализирующий возможное воплощение замысла Иванова, — интерьер здания с росписями, для которых и были созданы акварельные листы.

Кураторы: Анна Антонова, Маргарита Крылова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here