Трансцендентные пейзажи

0
57

Казалось бы, чем удивить колыбель культуры — Грецию. Музей искусства модернизма — коллекция Костаки (Греция) познакомит с представителями первой волны русского авангарда, обладатель самобытной художественной манеры, сторонник методологического подхода к новаторским течениям и направлениям начала XX века. В греческих Салониках открывается первая зарубежная выставкау произведений русского авангардиста Ивана Клюна «Трансцендентные пейзажи. Летающие скульптуры. Световые Сферы» увидят в греческих Салониках в MOMus.

Трансцендентные пейзажиКлюн близким другом Казимира Малевича и поэтому долго пребывал в его тени. Настоящая выставка призвана исправить эту несправедливость. Клюн был одаренный живописец, чьи теории цвета и света в 1910-х годах оказали влияние не только на самого Малевича, но и на беспредметное искусство в целом".
В коллекции Костаки Музея искусства модернизма MOMus собраны 383 графические и живописные работы Ивана Клюна, а также уникальные архивные материалы: письма, рукописи, литографии, учебные материалы и т. д. В архиве музея также представлены важные подготовительные рисунки Ивана Клюна, благодаря которым можно составить представление о некоторых утраченных работах.
Первая персональная выставка Ивана Клюна, представившая его работы из коллекции Георгия Костаки, прошла в 1972 году в Ленинградском институте ядерной физики им. Б.П. Константинова, Доме культуры Института атомной энергии имени И. В. Курчатова (ныне НИЦ «Курчатовский институт»). Вторая — в 1999 году в Третьяковской галерее, которая впервые включала произведения живописи, графики и редкую в творчестве художника скульптуру из Музея живописной культуры, прижизненные поступления и дар Георгия Костаки. MOMus — Музей искусства модернизма — коллекция Костаки (Салоники, Греция) представляет первую зарубежную персоналию Ивана Клюна.

Трансцендентные пейзажиДва Ивана, два беспредметника — Клюн и Кудряшов — выставлялись вместе в одном зале и вызвали самую ожесточенную критику на первой выставке ОСТа в 1925 году. Так же рядом висят полотна Клюна и на выставке Кудряшова в Москве. Их общение в эти годы крайне важно для обоих. Кудряшов принадлежал к более молодому поколению художников, искренне откликнувшемуся на революционные преобразования. Для него только 1919−1921 годы стали началом невероятного творческого эксперимента, развивавшего художественные концепции его учителей во 2-х Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) — Казимира Малевича и Натана Певзнера.

Выставку Ивана Клюна посетит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Она подчеркнула значимость сотрудничества двух музеев, объединенных коллекцией Георгия Дионисовича Костаки, которая имеет уже свою историю и огромный потенциал для дальнейшего и всестороннего развития.

«Это важный шаг для продвижения феномена русского авангарда на Западе, — в преддверии открытия выставки сказала Зельфира Трегулова. — Третьяковскую галерею и Музей искусства модернизма объединяет общность коллекции Костаки. Все выставки из коллекции Георгия Костаки для нас чрезвычайно важны. Коллекционер обладал исключительным художественным чутьем, и среди собранных им вещей есть картины, которые стали визитными карточками ряда художников».

MOMus и Государственная Третьяковская галерея давно и тесно сотрудничают. Экспонаты из Музея искусства модернизма украшали такие выставки, как: «Эль Лисицкий. El Lissitzky» — первая масштабная ретроспектива Эль Лисицкого в России в 2017—2018 годах, «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» 2019−2020 года, выставка самых ярких представителей авангарда, впервые в музейной практике представившая реконструкцию экспозиции московского Музея живописной культуры.

С 18 мая по 22 августа 2021 года в Третьяковской галерее проходит выставка работ Ивана Кудряшова — живописца, графика, супрематиста, крупнейшего представителя космизма в искусстве прошлого века и главного идейного сподвижника Клюна в середине 1920-х годов. 32 предмета для выставки предоставил Музей искусства модернизма.

Музеи осуществляют научно-исследовательский обмен, проводят совместные работы в области изучения творческого наследия Георгия Костаки. В 2019 году в постоянной экспозиции Новой Третьяковки открылся именной зал, посвященный Георгию Костаки. Часть дара Костаки по-прежнему украшает персональные залы Филонова, Татлина и нового зала «беспредметного искусства».

Обе выставки — Ивана Кудряшова в Государственной Третьяковской галерее и Ивана Клюна в MOMus — Музее искусства модернизма — коллекции Костаки — вводят творчество крупных, но малоизученных мастеров русского авангарда в широкий контекст искусства ХХ века. Наследие этих художников сохранено и стало доступно публике во многом благодаря вниманию к ним крупнейшего коллекционера и знатока искусства русского авангарда Георгия Дионисовича Костаки.

Работы для выставки также предоставили коллекционеры Ирина Правкина и Ивета и Тамаз Манашеровы.
Тексты для двуязычного каталога на английском и греческом написали искусствоведы Кристина Лоддер, Андрей Сарабьянов, Виктория Шиндлер, Мария Костаки и Мария Тимина.
Выставка проходит при поддержке Heritage Art Foundation, Фонда «Общество Малевича», Попечительский совет MOMus — Музей искусства модернизма — коллекция Костаки (Кристина Краснянская (президент), Константин и Виктория Янаковы, Андрей Чеглаков)
Выставка открыта с 2 июля по 19 сентября 2021

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here