Ода к радости Мавриной

0
1422

«Ода к радости» Татьяны Мавриной открыта вовремя — именно такого радостного весеннего вернисажа не хватало в культурной жизни столицы в начале 2021 года. Художница сохранила по-детски непосредственное красочное восприятие жизни вопреки тяжелому военному времени и личным неурядицам.

Ода к радости Мавриной
Автопортрет Мавриной с легкой улыбкой был написан в тяжелые годы репрессий и голода предвоенных лет
Ровесница ХХ века, Маврина (1900−1996) десятилетиями писала картины «в стол» несмотря на то, что их не принимали на выставки. И вот наконец посетители Третьяковской галереи увидят 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из собрания Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Государственный Русский музей, собрание Александра Шелудченко, собрание Михаила Сеславинского.

Выставка включает три раздела. Встречают зрителя ранняя графика 1920-х и иллюстрации 1930-х годов к произведениям европейской литературы. В центральном зале демонстрируются живопись и станковая графика Мавриной 1930−1990-х годов. Малый зал посвящен иллюстрациям к сказкам, графике из серии «Бестиарий», портретам Мавриной и расписанным ею предметами быта со сказочными сюжетами.

Ода к радости Мавриной
Наполненное нежными красками полотно с называнием «Засуха» — не верь глазам своим
Принцип «Я художник, я так вижу» — в интерпретации Мавриной оборачивается чудесным образом. Например, ее картина «Засуха» была написана в грибановских лугах, действительно выжженных засушливым летом 1938 года. Но художница увидела и проявила на полотне нежные краски цветов.

Ученица Роберта Фалька, Маврина изучила традиции колоризма и выработала свой уникальный стиль, в отличие от мастера, который любил писать то в сезановской манере, то словно член «Бубнового Валета». После окончания Вхутемаса она вошла в художественную группу «13», состоящую преимущественно из графиков, где занялась поисками адекватного пластического языка для отображения жизни современного города и человека — темы, ставшей основной для членов этого объединения.

Ода к радости Мавриной
Троица Мавриной
С конца 1930-х художница и ее муж, иллюстратор Николай Кузьмин, начали собирать коллекцию икон, в которую вошли выдающиеся образцы древнерусского и народного искусства.

Две иконы из ее коллекции представлены на выставке. Интерес к иконописи и народному творчеству отразился на творчестве Мавриной — она писала свои наивные «этюды» на тему икон, вплетая туда натюрморты.

Ода к радости Мавриной
Несмотря на фантазийный стиль современники узнавали, кто был моделью Мавриной
Пройдя через этапы увлечения примитивизмом, импрессионизмом, фовизмом, Маврина с начала 1950-х стала работать исключительно в иллюстративной и станковой графике. Несмотря на то, что художница перестала писать маслом, ее произведения остаются живописными по своей манере. Изысканный, но в то же время яркий и сочный колорит — неизменная черта работ Мавриной, в которых цвет является главным выразительным средством. Ее довоенная живопись и станковая графика отличаются свободной композицией и повышенной цветностью колорита.

Сначала с мавринскими иллюстрациями к сказкам познакомились дети. И сразу полюбили ее яркие радостные картинки. Потом оценили взрослые, и наконец искусствоведы признали, что «творчество Татьяны Алексеевны Мавриной— крупное явление в истории русского искусства ХХ века».

Ода к радости Мавриной
Иллюстрация к стихотворению Ю. Лермонтова «На буйном пиршестве задумчив он сидел»
По мнению сотрудников Третьяковской галереи, в работах Мавриной нет никакой псевдопатриотической фальши, злобного высмеивания персонажей и наигранного пафоса, которые проникали тогда в творчество многих представителей творческой интеллигенции. Татьяна Алексеевна действительно так воспринимала работу и окружающий мир".
Соединяя уроки старых мастеров с собственным художественным почерком, Маврина оформила более 200 книг, преимущественно сказок. Чудесным обликом — словно продолжение сказочных иллюстраций — отличаются создаваемые художницей на протяжении более 40 лет пейзажи русских городов — Ярославля, Переяславля Заслесского и др.

Последняя выставка Мавриной в Третьяковской галерее состоялась в 1996 году. На ней особое внимание было уделено ранним произведениям из собрания Галереи, что не отражало всего творческого пути мастера. Работы Мавриной периодически экспонируется на групповых тематических выставках, например «Москва в творчестве художников группы „13“» в Государственном музее А.С. Пушкина (2018), «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (2016−2017) и других.

Ода к радости Мавриной
Друзья приходили в ее дом с алкоголем, а она превращала пустые бутылки в чудо
По мнению кураторов Ирины Лейтес и Екатерины Архиповой, в столь тревожное из-за пандемии время наполненные цветом произведения Татьяны Мавриной — талантливой художницы, несмотря на все драмы эпохи видевшей мир в светлых тонах, — станут для зрителя источником ярких эмоциональных переживаний, утешением и настоящей «одой к радости». Это первая большая ретроспектива работ Мавриной. Многие работы художницы, например иллюстрации 1930-х годов и расписанные бутылки, экспонируются впервые.

И наконец, известный иллюстратор чужих историй, Татьяна Маврина дождалась собственной книги. К открытию выставки подготовлен каталог ее работ, раскрывающий ее творчество во всем многообразии. Осуществление выставочного проекта стало возможным благодаря финансовой поддержке ПАО «Транснефть» — постоянного партнера музея.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here