100 ликов и звуков столицы

0
294

AXIART.INFO / Третьяковская галерея открывает новый сезон серией выставок о Москве, в рамках празднования 870-летия столицы. Около 100 лучших экспонатов были отобраны из фонда галереи для того, чтобы показать, как художники видели город на протяжении веков.

Петр Вильямс «Портрет А.С. Мартинсон и А.Д.Понсова» 1947 г.
Образ города представлен с разных ракурсов и стилях изобразительного искусства. Символическая трактовка московских образов представлена и на иконах, и на полотнах авангардистов. На выставке даже искушенный зритель увидит уникальные экспонаты, например, редкую икону Симона Ушакова. Для выставки был выбран городской пейзаж Николая Крымова, но не того периода, когда он стал профессором Академии Художеств, а его юношеские опыты 1908 года, завоевавшие ему славу непревзойденного колориста.
Третьяковская галерея ранее уже обращалась к теме города: «Москва в русской и советской живописи» (1980), «Москва и москвичи» (1997), «Екатерина Великая и Москва» (1997), «Пётр Великий и Москва» (1998), «Елизавета Петровна и Москва» (2010). Образ города неизменно привлекает и вдохновляет художников. Современным кураторам представляется интересным познакомить с ним новое поколение москвичей. Выставки этого года отличает то, что они составлены почти полностью на основе работ из собрания Третьяковской галереи.

В экспозиции выставки «Москва сквозь века» значительное внимание уделено формированию иконографии города — от образов допожарной Москвы в иконописи XVII века и первых пейзажных видов столицы в работах Ф. Алексеева до поисков «формулы Москвы» художниками начала ХХ века и отображения образа города в новых формах и материалах современными мастерами. Выставка состоит из пяти тематических разделов: «Москва — третий Рим», «Московский Кремль — сердце города», «Разговоры о старой Москве», «Красная площадь. „Формула Москвы“» и «ХХ век. Городские голоса».

Натта Конышева. Демонстрация. 1970

Посетителей ждет встреча как с хорошо известными произведениями В. Сурикова, Б. Кустодиева, А. Лентулова, В. Поленова, так и с мало знакомыми широкому зрителю полотнами А. Васнецова, В. Перова, В. Маковского, И. Николаева, А. Дейнеки, А. Лабаса, К. Юона, Е. Вахтангова, В. Брайнина, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и других.

Многие картины не экспонировались ранее, например, «Пушкинская площадь» М. Гуревича, написанная в 1937 году, когда памятник А.С. Пушкину располагался не там, где мы привыкли его видеть, а на противоположной стороне улицы напротив снесенного позже Страстного монастыря. Впервые будут показаны картины «Москва 30-х годов» (1932) В. Мидлера, «Кузнецкий мост» (1958) О. Васильева, «Кропоткинская улица» (1948) В. Апфельбаума, «Яузские ворота» (1979) И. Сорокина и прочие. Эти художники обычно представлены в экспозиции и на выставках более известными произведениями — перечисленные работы мало выставляются в Третьяковской галерее и почти не отправляются на выездные выставки. В рамках настоящего проекта, наконец, появилась возможность показать и эти малодоступные для публики вещи.
Часть картин была отреставрирована специально к этому проекту. Так, после серьезных работ по удалению загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия, впервые покидает фонд и демонстрируется публике «Извозчичий двор в Замоскворечьи» (1887−1892) С. Светославского.

Картина Лентулова, одна из самых заметных на выставке, передает настроение обновленной Москвы
Картину А. Лентулова «Москва» (1913), выполненную в смешанной технике, можно видеть в постоянной экспозиции Новой Третьяковки, однако она тоже прошла сложные реставрационные работы, после которых заметно преобразилась.

Одной из особенностей выставки является возможность услышать «голоса города»: к работе над экспозицией был привлечен Институт звукового дизайна, располагающий самым обширным в России архивом звуков. Совместно со специалистами в различных областях были созданы аудио инсталляции, «озвучивающие» главные произведения выставки и позволяющие погрузиться в атмосферу Москвы разных эпох. Так, для озвучивания «Московского дворика» (1878) орнитологи помогали подобрать голоса птиц, обитавших в 1878 году в районе переулков Арбата — именно эта часть города изображена на картине В. Поленова. Так выглядел Спасопесковский переулок около 150 лет назад. Всего было озвучено восемь работ, среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле» (начало XIX века) Ф. Алексеева, «Голубятник» (1874) В. Перова, «Московский трактир» (1916) Б. Кустодиева, «Новая Москва» (1937) Ю. Пименова, «Метро» (1935) А. Лабаса, «Строители» (1959−1960) А. Дейнеки, «Московский вечер» (1978) Т. Назаренко.
В атмосферу Москвы ХХ века поможет погрузиться аромат прошлого. В период проведения выставки в сувенирном магазине будут продаваться легендарные духи «Красная Москва».

Это полотно Пименова неизменно привлекает посетителей
Выставочный проект выходит за стены музея и продолжается специальными экскурсиями по городу, маршрут которых разработан «Экскурс-бюро № 1» по мотивам произведений, представленных в экспозиции.
Если проект «Москва сквозь века» представляет своего рода мозаику живописных образов города, то выставка «Город и люди. Москва в графике ХХ века» (11 октября 2017 — 14 января 2018, Новая Третьяковка) отражает личный подход художников, показывает, какой они видели столицу, переживавшую драматические события 1917 и 1941 годов, а также эйфорию оттепельного времени.
Выставка «Сохраненные святыни Москвы ушедшей…» (8 сентября 2017 — 21 января 2018, Инженерный корпус) является уникальной. Впервые экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства из фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Третьяковской галереи — одного из самых закрытых для широкой публики запасников музея. Камерная экспозиция объединяет 30 произведений церковного искусства XVI — XIX веков из 17 разрушенных московских церквей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here