Герои России

0
919

«И красив он был как никто другой, и голос его был как труба в народе», — так представил князя Александра Невского летописец в «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Католическая церковь старалась измарать образ святого еще при жизни из-за того, что князь противостоял союзу с Папой Римским и принятие католичество на Руси. Иконописцы писали Невского по своему разумению — то в рыцарских латах, то в монашеском одеянии. А художник П.Д. Корин использовал для исторического триптиха в качестве модели артиста Николая Черкасова, который играл русского полководца в кино. Третьяковская галерея представляет свое видение народного героя. И не только его. Новая выставка называется «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского».

Герои России
Полотно Валерия Якоби «Первое торжественное собрание Академии художеств» — кстати, все картины на этой выставке написаны академиками или выпускниками этого заведения
В западном крыле Новой Третьяковки — более ста полотен и артефакты о прошлом страны и личностях, которые оставили заметный след в истории.
Экспозиция была открыта в День России 12 июня и ее посетил Президент РФ Владимир Путин. Идея выставки принадлежит Патриаршему совету по культуре, поддержанной Фондом «Моя история» и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры РФ. Экспозиция готовилась более полутора лет и посвящена исторической картине в русской живописи конца XVIII — начала XX века.

На выходе посетителей встречает широкая батальная панорама Евгения Емельянова — «Ледовое побоищей» (НА ФОТО НАВЕРХУ), а далее в залах — отдельные «кадры» о важнейших событиях в истории страны — от Крещения Руси до Первой мировой войны. В экспозиции собраны произведения выдающихся мастеров нескольких эпох: от родоначальников исторического жанра в отечественном искусстве, первых воспитанников Императорской Академии художеств до корифеев, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок. В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.В. Верещагин, С.В.Иванов, К.В. Лебедев, А.Д. Литовченко, К.Е. Маковский, В.Г. Перов, Г. И. Семирадский и многие другие художники отразили в своих картинах характерные для того времени представления о далеком и недавнем прошлом России.

Экспозиция размещается в самых больших залах Западного крыла Новой Третьяковки и строится по тематическому принципу. Она включает шесть разделов: «Древняя Русь. Легенды и быль», «Московское царство. Иоанн Грозный», «Герои Смутного времени. Первые Романовы», «Русские бояре XVII столетия. Обычаи и нравы», «От Петра Великого до Екатерины Великой», «Военная история России XVIII — начала XX века».

Открывает выставку зал, посвященный Александру Невскому, чей образ олицетворяет идею служения Отечеству. В этом пространстве вместе с прославленным триптихом П.Д. Корина представлены редкие иконные и живописные образы Александра Невского, князя, воина и святого, созданные в XVIII и XIX столетиях. Ценнейшие экспонаты этого раздела — редкие исторические артефакты: Меч князя Довмонта Тимофея XIII века из Псково-Изборского объединенного музея-заповедника и княжеский шлем XIII — первой половины XIV века из Городецкого историко-художественного музейного комплекса, никогда ранее не покидавшие музеи, в которых они хранятся.

Герои России
На выставке представлены образы герое, посвятивших жизнь Родине — Иван Сусанин
Одной из центральных для русской исторической живописи стала тема любви к Отечеству. На выставке она представлена картинами на сюжеты об эпохе Смутного времени, преодоление которого началось с подвига гражданина Минина и князя Пожарского и завершилось вступлением на престол государя из рода Романовых.

Воссоздавая памятные события, образы правителей государства, его защитников, изображая древние народные и религиозные обряды, живописцы демонстрировали как личный взгляд на избранные темы, так и присущие эпохе тенденции в трактовке исторических явлений, а также отношение к задачам исторического жанра в целом. В одних случаях внимание художников привлекали древние легенды, в других источниками вдохновения становились литературные произведения и исследования знаменитых ученых-историков.

Герои России
Эта картина Петра Геллера «Иван Грозный и юродивый Никола Салос» из частной коллекции Солодовни — экспонируется публично впервые"
Особый интерес художников всегда вызывали личности, от решений которых зависело будущее государства: княгиня Ольга — первая женщина-правительница на Руси; равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь; Иван IV Грозный, имя которого связано с многочисленными преданиями и легендами; радикально изменивший ход российской истории Пётр I.

Отдельный зал посвящен образу Ивана IV Грозного и драматическим событиям его царствования, к которым на протяжении второй половины XIX века обращался не только И.Е. Репин, но и многие другие живописцы академического направления и художники-реалисты, стремившиеся показать и значительные деяния царя, и трагические стороны его натуры.

Разделы экспозиции отражают темы, наиболее часто привлекавшие внимание живописцев. Так, одними из важнейших стали для художников сюжеты, отражающие события из истории Древней Руси, вобравшие в себя поэтические легенды о русских витязях, принятии христианской веры при князе Владимире, периоде монголо-татарского нашествия. Эти и другие сюжеты бытуют в русской живописи разных эпох: от классицизма до реализма и импрессионистического направления начала XX века.

Исторические персонажи XVIII столетия, времени становления Российской империи, окружены в живописи романтическим ореолом. Художники черпали сюжеты, посвященные жизни и правлению Петра Великого и Екатерины II, придворным заговорам и интригам эпохи дворцовых переворотов, таинственным узникам и самозванцам, в литературных произведениях и исторических сочинениях.
Документальность — обязательное условие изображения боевых действий — превращала батальные картины в свидетельства событий не только прошлого, но и современности. Тема русской военной истории охватывает период от Северной войны со Швецией в начале XVIII столетия до событий на Балканах и Первой мировой войны, постепенно превращаясь из живописной реконструкции минувших событий в летопись своего времени.

На основе включенных в экспозицию произведений, в том числе знаковых полотен из постоянной экспозиции Третьяковской галереи, таких, например, как «Крещение Руси» В.М. Васнецова, «Меншиков в Берёзове» В.И. Сурикова, «Военный совет в Филях в 1812 году» А.Д. Кившенко, выставка демонстрирует целый ряд лучших образцов и высочайшее художественное мастерство живописцев исторического жанра.
Художники в разные времена избирают темы и сюжеты, которые позволяют создавать эффектные произведения, поражающие выразительной композицией, сложной внутренней драматургией, психологической напряженностью. Представленные полотна — это в первую очередь художественные образы, а уже потом некая интерпретация исторического события. Индивидуальное авторское решение тем и событий тесно связано в картинах со временем, когда художники создавали свои работы. Не являясь историческими документами, произведения отражают позицию, характерную для определенной эпохи и продиктованную различными историко-политическими соображениями, а иногда и стремлением выстроить прямой диалог с современностью.

Таким образом, выставка представляет историю глазами художников, а через это — путь русского искусства в XVIII — начале XX века в самых разнообразных стилистических проявлениях. На выставке экспонаты из 37 музеев и 3 частных собрания. Среди произведений, представленных в экспозиции, — картины, ранее не покидавшие музейные фонды и не выставлявшиеся в Москве, в том числе портрет Александра Невского из Челябинского художественного музея, полотна из Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственного музея-заповедника «Павловск», Самарского областного художественного музея, Курской государственной картинной галереи и многих других собраний.

Выставку сопровождает кинопрограмма, которая включает показ легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938), предоставленного Госфильмофондом России. Экспозиция в Новой Третьяковке открывает новый этап сотрудничества Фонда «Моя история» и Третьяковской галереи с ведущими музеями России и продолжает развитие направления выставок, представленных в 2018 и 2019 годах в Центральном Манеже: «Сокровища музеев России» и «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here