Свадьба и похороны на эндаумент

0
1106

Коллекция картин Третьяковской галереи пополнилась за счет дохода от эндаумента (фонда целевого капитала музея за 2020 год). Совет принял решение приобрести два полотна Ивана Николаева — «Свадьба у Александровского сада» и «Похоронный оркестр». Обе работы представлены в постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке. В прошлый раз для покупки фонда выбрали «Ветку» Андрея Монастырского, что вызвало много споров об арт-обьекте и масштабах творчества художника. В этом году критика приняла выбор экспортов галереи более благосклонно.

На представоенном фото нет ошибки фотографа, расфокусировки обьектива. Некая размытость — Николевский стиль. Его картины — не фотографичны. Это иллюстрации давних воспоминаний. На полотнах есть и отсвет течения «мир-искуссников», и намек на наивный взгляд на жизнь поколения 50−70 гг.

Свадьба и похороны на эндаументИван Валентинович Николаев (род. 1940) - сын художников Татьяны Серебряковой и Валентина Николаева, что привлекает к нему внимание как к представителю знаменитой династии Бенуа — Лансере — Серебряковых. Он учился в Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, а в 1964 году окончил отделение монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). На практике он оформлял интерьеры зданий — украсил стены банкетного зала ресторана «Встреча» (Москва, 1967); создал эскизы для мозаики для Международного почтамта (Москва, 1970); плафоны банкетных залов для иностранных приемов ресторана гостиницы «Националь» (Москва, 1975−1977); плафонов Дома культуры имени М.В. Фрунзе (Ростов-на-Дону) и другие. Наибольшую известность ему принесла работа над художественным оформлением станций Московского метрополитена «Боровицкая», «Отрадное», которую он провел вместе с женой Мариной Михайловной Дедовой-Дзедушинской. Также он создал интерьер станции «Достоевская». Но он также создал много живописных работ, представленных на персональной выставке Ивана Николаева, состоявшейся в Третьяковской Галерее с декабря 2018 по февраль 2019 года.

По мнению, экспертов галереи, «Эти полотна посвящены мифологии города, его персонажам и ритуалам». Их отличает особая эмоциональная выразительность и ироничная интонация. Соединяя разные стили и материалы, свободно обращаясь с пространством, композицией и цветом, художник не только передает дух эпохи, создавая гротескные и экспрессивные образы действительности, но и демонстрирует глубокое осмысление укорененных в классическом русском искусстве вечных тем, обращающих зрителя к размышлениям о начале и конце жизни".

Свадьба и похороны на эндаумент
Иван Николаев — «Вид на угол Петропавловского и Певческого переулков» (2001)
Для галереи творчество Николаева интересно тем, что перекликается как с официальным советским искусством, лучшими произведениями соц-арта, так и неформальными течениями его современников.

Выбор этих картин отвечает «Положению о Третьяковской галерее» 1904 года утверждается, что Галерея должна быть собранием, которое «всесторонне отражает этапы развития русского искусства». В истории Галереи уже был опыт, аналогичный эндаументу, внедренный по завещанию одного из основателей музея — Сергея Михайловича Третьякова, оставившего после себя капитал, проценты с которого направлялись на приобретение для Галереи произведений русских художников. В настоящее время музей продолжает прерванные некогда традиции меценатства и благотворительности, заложенные С.М. Третьяковым. В собрании Третьяковской галереи находятся три произведения Ивана Николаева 1970-х годов, недавно подаренные автором: «Голова» (1974−1975), «Музыкальный экспресс» (1976), «Смерть Попкова» (1978). Первоочередная задача — восполнение лакун в коллекции XX века, на протяжении которого она формировалась несистемно: здесь и картины, завещанные музею Михаилом Морозовым, и произведения, конфискованные и национализированные после революции 1917 года, и фонды малых музеев — домов и мастерских художников, и коллекции Георгия Костаки и Леонида Талочкина.

Свадьба и похороны на эндаументТретьяковская галерея стала первым государственным музеем в Москве, где открыт фонд целевого капитала, эндаумент. В июне 2019 года в эндаумент Третьяковки поступил первый взнос — 100 млн рублей от Фонда Владимира Потанина (для сравнения: в эндаументе «Гаража» 85,9 млн рублей, в эндаументе Еврейского музея и центра толерантности 747 млн рублей). Из взноса сформировано два целевых капитала, доходы от них идут на пополнение коллекции музея и на поддержку малых музеев Третьяковской галереи. Новый онлайн-проект музея «Моя Третьяковка» задуман как игровой способ популяризации русского искусства в сети и инструмент краудфандинга для пополнения эндаумента музея.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here