«Свободный полет» в Западном крыле

0
84

Казалось бы — каким более мощным аккордом после выставок Репина-Серова может на всю страну грянуть Третьяковская галерея. Однако главный отечественный художественный музей показал высокий класс самоорганизации и вышел на новый уровень с выставкой «Свободный полет». Это заключительная часть международного мультимедийного проекта, созданного совместно с московским Музеем AZ.
У помещения на Крымском Валу начинался новый этап. Проект «Свободный полет» открывает выставочную программу музея на новой площадке — в Западном крыле (бывший ЦДХ), где Галерея планирует проводить крупные междисциплинарные выставки, связанные с поиском актуальных тем и смыслов в современном искусстве, воплощенных новыми пластическими средствами.
Во время открытия выставки Зельфира Трегулова отметила, что последние пару месяцев организаторам пришлось работать по двадцать часов ради быстрого открытия западного крыла. У проекта расширения Третьяковской галереи было много недоброжелателей, как немало завистников и у ее директора, доказавшей еще раз свой высокий управленческий уровень. До этого ЦДХ постепенно дрейфовал в болото, превратившись в большую ярмарку антиквариата, сувениров, книг и бытовых товаров, а среди выставок не было таких, которые доказывали, что им необходимы именно такие масштабы.

«Свободный полет» в Западном крыле
Огромные инсталляции создают у посетителя невероятное чувство сопричастности к Великими событиям.
«Свободный полет» показал, что решение о расширении был правильным и что только Третьяковской галерее под силу самые мощные экспозиции суперсовременного направления.
Космический уровень в описании выставки — не просто метафора. Один из коридоров оформлен как декорации фильма «Солярис». Фантастическое ощущение динамическими композициями. Новую видеоарт-композицию специально для выставки «Свободный полет» создал известный художник Платон Инфанте. В проекте задействовано 15 экранных проекций и более 20 широкоформатных плазменных экранов, контент для которых создан медиа-художником Александром Долгиным.

«Свободный полет» посвящен творчеству выдающегося кинорежиссера Андрея Тарковского и художников-нонконформистов, представляя неофициальное искусство 1960−1980-х в контексте кинематографа Тарковского — чем жила интеллигенция в удушливый период между оттепелью и перестройкой.

Экспозиция архитектурно разработана специально для залов Западного крыла Новой Третьяковки и станет одним из самых масштабных и впечатляющих показов произведений неофициальных художников. Этот проект стал итогом большой работы Музея AZ, которую он проделал, создавая трилогию, посвященную режиссеру и художникам его времени: от первой выставки «Предвидение», открытой в Электротеатре Станиславский в 2016 году, через «Прорыв в прошлое» (2017 год, Новое Пространство Театра Наций и вплоть до проекта «Новый полет на Солярис» в 2018 году в Фонде Франко Дзеффирелли (Флоренция) и в Королевском Дворце Монцы, который получил отклик в итальянских СМИ (более 200 публикаций) и вызвал большой зрительский резонанс. При этом «Свободный полет» — не просто соединение трех выставок в одну, а самостоятельный проект, созданный с новыми подходами к теме и новыми пластическими решениями.
Почем был выбран именно это режиссер и его фильмы? Творческие поиски Тарковского важны не только для советского кинематографа 1960−1980-х годов. Имя режиссера, его личность и наследие имеют важнейшее значение для понимания европейской культуры второй половины ХХ века. Творчество мастера не только отражало духовные идеалы целого поколения, но и формировало шкалу художественных ценностей, давало возможность прикоснуться к новым, подчас запретным темам и смыслам, важным для зрителей в эпоху «железного занавеса». Круг многих идей и образов оказался общим как для кинокартин Тарковского, так и для произведений художников-нонконформистов, создавших особое явление — «советский ренессанс», яркий взлет неофициального искусства. Пути Андрея Тарковского и художников, представленных на выставке, практически не пересекались, но между их произведениями были очевидные переклички. «Свободный полет» призван предложить зрителю сложные ассоциации и парадоксальные сопоставления кинообразов Андрея Тарковского с живописными, графическими и скульптурными работами важнейших российских художников второй половины ХХ века, а также с современным медиа- и видеоартом. Эти внутренние связи и параллели показывают, что искусство, затрагивающее «вечные темы», ставящее актуальные вопросы, существует вне видовых и жанровых рамок.

Экспозиция погружает зрителя в три состояние -- прошлое, конструируемое настоящее («а что если…») и будущее с помощью трех фильмов: «Андрей Рублев», «Сталкер» и «Солярис». Важно, что в 2019 году исполняется 50 лет с момента премьеры «Андрея Рублева» на Каннском кинофестивале и 40 лет фильму «Сталкер». В каждом из произведений режиссер выстраивает свою художественную вселенную, интерпретациям которых посвящены сотни исследований.

«Свободный полет» в Западном крыле
Картина Олега Целкова
Масштабное пространство залов Западного крыла — более 3500 квадратных метров — создатели проекта превратили в тотальную инсталляцию, где разместятся около 70 произведений художников из коллекции Наталии Опалевой, среди которых Анатолий Зверев, Дмитрий Плавинский, Пётр Беленок, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Владимир Яковлев, Владимир Янкилевский, Франциско Инфанте, Юло Соостер, Эрнст Неизвестный, Олег Целков, Дмитрий Краснопевцев.
Размах и техническая оснащенность «Свободного полета» подчинены кураторской логике Полины Лобачевской и четкой сценографии Геннадия Синева, которая задает определенное направление движения зрителей. Маршрут пролегает через три условные части проекта — духовные ландшафты фильма «Андрей Рублев» и созвучные им образы Дмитрия Плавинского, через апокалиптические видения «Сталкера» и живописную эсхатологию Петра Беленка, через футуристические интерьеры «Соляриса» с искусством, адресованным будущему человечества… Также в экспозицию включены уникальные архивные документы, предоставленные фондом «Два Андрея».
Посетители выставки будут иметь возможность увидеть фильм Ираклия Квирикадзе «Новый полет на Солярис» — оммаж (посвящение) проекту и его героям.
К открытию выставочного проекта подготовлены два издания: каталог на русском и английском языках с аннотациями к наиболее значимым произведениям, своего рода путеводитель по экспозиции, а также книга киноведа и критика Андрея Плахова, в которой ведется разговор о фильмах Тарковского, составивших выставочную трилогию, и шире — о главных художественных вехах второй половины ХХ века.

Третьяковская галерея — первый художественный музей, открывший более трех лет назад музейный кинотеатр в Инженерном корпусе в Лаврушинском переулке и запустивший серьезные кинопрограммы, исследующие связи изобразительного искусства и кинематографа. Поэтому для Третьяковской галереи столь важна и актуальна реализация проекта «Свободный полет». В рамках выставки будет работать музейный кинотеатр в Новой Третьяковке, в котором будут демонстрироваться фильмы Андрея Тарковского.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here