Сложная траектория Гелия

0
5004

AXIART.INFO/ Третьяковская галерея представляет самый острый и парадоксальный проект года — монографическую выставку Гелия Михайловича Коржева (1925−2012), последнего великого русского реалиста XX века. Коржев — одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве, сложнейшая и противоречивая личность. Представитель послевоенного поколения, он стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и стал одним из лидеров легендарных шестидесятников.

Особенности эпохи, своеобразие сильного и независимого характера художника, его добровольное затворничество и уход от всякой публичности в последние десятилетия жизни не позволяли организовать широкий показ его работ. Однии из наиболее известных живописцев 1960—1980-х годов и, Коржев оказался почти неизвестен нескольким поколениям зрителей и профессионалов. Первая масштабная выставка художника станет настоящим прорывом в исследовании его творчества, откроет для наших современников невероятный мир образов в произведениях Коржева и обогатит представления об искусстве второй половины ХХ века.

Г.М. Коржев. "Рабочая студия (Гомер)". 1957–1960. Третьяковская галерея
Г. М. Коржев. «Рабочая студия (Гомер)». 1957−1960. Третьяковская галерея
Идея проведения выставки Коржева жила в Галерее многие годы, но только сейчас удалось реализовать этот проект. В экспозицию включены произведения, хронологически охватывающие весь творческий путь мастера — с 1943 по 2011 год. Однако во многом экспериментальный выставочный проект представляет собой не традиционную академическую ретроспективу, а авторский, кураторский, взгляд на искусство мастера, направленный на то, чтобы выявить важнейшие смыслы, которые художник сознательно или неосознанно отразил в своих работах, то, что в его творческом кредо близко современному зрителю.

Архитектура экспозиции, в некоторых разделах намеренно некомфортная для посетителя, полностью трансформирует пространство самых масштабных залов музея. Она акцентирует, а подчас и обостряет жесткие художественные высказывания Коржева, ту страшную правду и те горькие истины, которые открывал для себя и для зрителя этот совершенно нестандартный живописец. Таким образом, проект даст возможность зрителю отказаться от привычных клише и найти для себя новые интерпретации искусства Коржева.

Всегда, даже во времена, когда Коржев занимал высокие посты в Союзе художников, он разрабатывал только те мотивы и решал те художественные задачи, которые ставил перед собой сам, без оглядки на официальную доктрину. Коржев очень точно отразил время, которое проживал и переживал вместе со всей страной. В экспозиции представлены все главные линии наследия мастера. В программных полотнах «Влюбленные» (1959, ГРМ), «Художник» (1961, ГТГ), триптих «Коммунисты» (1957−1960, ГРМ), цикл «Опаленные огнем войны» (1962−1985) он выразил новый взгляд на судьбу советского человека и на личность художника, создав живописныйм манифест поколения эпохи «оттепели».

Сквозной в творчестве Коржева мотив падения («Опрокинутый», 1976; «Егорка-летун», 1976−1980) позволял художнику размышлять о трудностях выбора своего пути, жизненной позиции и почти неизбежном трагическом финале при попытке совершить прорыв, подняться над обыденностью.

«Деревенские» и «социальные» натюрморты Коржева неизменно оставались для него не только творческой лабораторией, но и точным высказыванием о времени («Стакан молока», 1984; ГТГ; «Социальный натюрморт», 1992, частное собрание, США).

В 1970—1980-х годах в творчестве Коржева появились работы, давшие начало развернутому циклу, посвященному Дон Кихоту, образу которого он придал черты и характер отца. В эти же годы Коржев обратился к формам фантасмагории: среди его персонажей возникли макабрические существа — тюрлики. Так художник выражал свое понимание изменений, которые несло время, особенно в 1990-е годы. В полотнах с этими существами заметны аллюзии, отсылающие к росписям Дома глухого Ф. Гойи, интерпретациям темы «Искушение святого Антония». В цикле с тюрликами трагическое мироощущение выражено с иронией и глубоким сарказмом.

На рубеже веков большое внимание художник уделял проблеме социальной деградации человека («Встань, Иван!», 1997; «На троих», 1998; «Свалка», 2007, все — ИРРИ; «Адам Андреевич и Ева Петровна», 1996−1998, частное собрание).

Важным направлением в творчестве Коржева стало обращение к библейским и евангельским сюжетам («Благовещение», 1987−1991, частное собрание, Москва). Такие полотна, как «Иуда» (1987−1993, частное собрание, США), отразили взгляд живописца на драматизм эпохи перестройки. В последние годы мастер работал над философскими полотнами-завещаниями «Осень прародителей (Адам и Ева)» (1997−2000), «Лишенные Рая» (1998, оба — частное собрание, США), «Пророк» (2011, собрание семьи художника, Москва).

Характерные пластические приемы мастера — укрупненный масштаб, подчеркнутый натурализм, избыточная живописность — обостряют смысловую наполненность и мощь изображаемого. Коржев предложил некую особую версию фигуративного искусства. Характерные для него активная художественная подача, прямое высказывание вызывают сильнейший эмоциональный отклик зрителя. Сейчас уже очевидно, что произведения Коржева созвучны творчеству современных ему европейских живописцев, приверженцев концептуального реализма (например, Люсьена Фройда), и указывают на существование неожиданных параллелей между советским и западным искусством.

Г.М. Коржев. Мать. 1964–1967.
Г. М. Коржев. Мать. 1964−1967.
Знакомство с произведениями Коржева — сложный, но необходимый опыт разговора на тяжелые, подчас болезненные темы: трагедия Великой Отечественной войны, тектонические сломы социальной и политической реальности в конце столетия, разочарования и одиночество, драма жизни и неизвестность того, что ждет человека за ее гранью. Искусство Коржева обнажает историю человеческих травм и возрождения, являет примеры удивительной силы духа, воли, желания жить и победить. На выставке Коржев предстанет перед зрителем как художник эпического дарования, который обращался к «вечным» темам и общечеловеческим историям, всегда оставаясь сильным, но одиноким героем, отшельником и пророком, который нес людям свое послание и, возможно, единственный мог говорить этому миру правду.

К выставке в Третьяковской галерее издан фундаментальный каталог. Подготовлена обширная образовательная программа, включающая лекции, экскурсии со специалистами, кинопоказы, диспут о творчестве Коржева, о параллелях с западным искусством, о феномене картины и фигуративного искусства во второй половине ХХ века.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here