Свидетели времени

0
888

Фонд сохранения художественного и культурного наследия живописцев Александра Лабаса и Раисы Идельсон, Московский театр «Мастерская П.Н. Фоменко» представляют выставку «Александр Лабас. Неизвестные портреты» в московском театре «Мастерская П.Н. Фоменко».

Впервые выставка художника-авангардиста открывает малоизученные страницы его творчества, — она составлена из живописных и графических работ, выполненных исключительно в жанре портрета. Причем, многие из них никогда ранее не экспонировались. Временной период создания работ — более полувека — с 1929 по 1983гг. Всего выставляется более 80 портретов, выполненных в очень узнаваемой манере мастера.

Свидетели времени Александр Лабас известен широкому зрителю как мастер передачи движения и скорости на холсте (недаром он был членом-учредителем Общества Станковистов (1925г.), уделявшего идее движения особое внимание).

Чуть более узкий круг знает и любит его как художника-фантаста, увлеченного просторами космоса и внеземной жизни. И лишь немногие знакомы с его портретным творчеством, в котором живописец раскрывается как тонкий лирик и знаток человеческих душ. На выставке представлен его автопортрет (на фото слева).

Свидетели времениНа выставке в «Мастерской Фоменко» представлены образы современников художника-ровесника ХХ века (Лабас родился в 1900 г. и прожил 83 года). Это известные, а порой и легендарные личности, с большинством из которых он был хорошо знаком: Святослав Рихтер, Мартирос Сарьян, Илья Машков, Давид Бурлюк, Соломон Михоэлс, Илья Эренбург, а также Альберт Эйнштейн, которого художник лично не знал, но очень почитал. Есть портреты и зарисовки неизвестных людей, сведения о которых по крупицам собирала искусствоведческая группа при подготовке к проекту.

Алиса Лабас: «Мы живем, знакомимся с людьми, заводим друзей и создаем свой круг. Эти люди остаются в нашей памяти на всю жизнь. Но, к сожалению, мы — не художники — не можем запечатлеть образ, даже самых близких, и дать ему вторую жизнь. Александр Лабас смог».

Лаконичные названия картин говорят о многом: «Почтальонша», «Девушка в самолете» или скрывают ту или иную историю за портретным изображением, увлекая зрителя в круговерть лиц — физиков и лириков, артистов и ученых. Привлекают внимание выразительные женские образы, которые всегда удавались художнику особенно тонко.

Свидетели времениКаждый портрет воспринимается сегодня как свидетель времени — прошлого века, такого сложного и неоднозначного, но чрезвычайно разнообразного.
Сооснователи Фонда А. Лабаса и Р. Идельсон, невестка художника Раймонда Лабас (которой и принадлежит идея проведения такой выставки) и внучка Алиса Лабас, давно мечтали показать эти портреты зрителям.

Отдельный раздел экспозиции посвящен «семейному портрету»: Лабас в течении разных этапов своего творчества часто изображал себя самого, своих супруг, сына Юлика и внучку Алису. На картине вверху Ю.Лабас и Л. Б. Нойман-Лабас.

Раймонда Лабас: «Кто-то скажет: Безмолвные портреты? Нет, всегда живые. Мы были рядом, и я помню какое внимание он уделял своим моделям, большинство из которых были близкими друзьями. Для меня это очень долгожданная экспозиция».

Почему для экспозиции выбран театр объяснимо — художник, помимо живописных, создавал словесные портреты. Вот что он писал об С. Михоэлсе: «…в первый момент можно было сказать: некрасивый, странный какой-то, с этой выпяченной губой, с поднятыми бровями. Но в следующий момент приковывали внимание глубокие, всевидящие глаза, а над ними — красивый, похожий на купол из меди, лоб и по бокам, как занавес, кудрявые волосы. Сначала поражала строгость и монументальность его головы, а затем не меньше — неожиданная его улыбка. Она была такая теплая, душевная и располагающая, так много говорила о нем, как о хорошем и мудром человеке».

Или о первой встрече с И. Машковым, в студии у которого занимался в 1912−17гг.: «С беспокойством я слушал, о чем он говорил, и рассматривал его. Высокий, атлетического сложения человек с чуть прищуренными глазами, решительными жестами объяснял все в совсем незнакомом мне характере и иногда очень резко указывал на недостатки…»

Выставка не случайно проходит в театральном пространстве. Свои творческие эксперименты в середине 1920-х гг. Александр Лабас начинал именно как театральный художник. Его персонажи существуют в особой «лабасовской» атмосфере, всегда сосредоточенны, погружены в размышления. Словно играют в пьесе, им написанной и поставленной.
***

В рамках проекта будут проходить кураторские экскурсии, а также арт-квест.
Свободное посещение выставки в марте возможно 19.03, 20.03, 21.03, 23.03, 26.03, 30.03, 31.03 — с 18:00 до 19.10.

Расписание дней посещения выставки в апреле и в мае будет опубликовано в соцсетях и на сайтах театра и Фонда А. Лабаса и Р.Идельсон.

17 марта — 31 мая 2023 /Открытие 17 марта 15.00
Москва, набережная Т. Шевченко, 29. Новая сцена

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here