И грянула «Оттепель»

0
3107

AXIART.INFO / Фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» захватил Москву широкомасштабно — в Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музее Москвы и Парке Горького, зимой 2016 и весной 2017. Главное подведение итогов фестиваля и наиболее глубокое раскрытие темы — в новом здании Третьяковки на Крымском валу, где 15 февраля открылась выставка «Оттепель». Для воссоздания атмосферы 50−60 годов наряду с картинами в залах представлены мультимедийные устройства, что придает особую динамику экспозиции о времени, полном надежд и новаторства.

По редкому совпадению в Москве в день открытия грянуло реальное потепление, создавая особое настроение для первых посетителей. Общая тема «оттепельных» выставок — ностальгические воспоминания и размышления о трансформации сознания в период 1950—1960 годов. Если Парк Горького и Музей Москвы сделали больший акцент на лекции, круглые столы и фильмы, то в Третьяковской галерее кроме этого представили такую экспозицию картин, которая дала полное представление о важнейших направлениях живописи и промышленного дизайна. Широкий диапазон новых художественных средств художников, дерзкие эксперименты с образами и материалами показывали с одной стороны зарождение демократических свобод в обществе, а с другой стороны — возврат к опытам авангардистов начала ХХ века.

Эпизоды из культовых фильмов возвращают в то время, когда "мама была молодая и отец живой"
Эпизоды из культовых фильмов возвращают в то время, когда «…была мама молодая и отец живой»
Выставка стала образцом новаторского подхода к организации зрелищ.

Кураторы выставки «Оттепель» К. Светляков, Ю. Воротынцева, А. Курляндцева не развесили набор подходящих картин. Хотя и это уже привлекло бы внимание аудитории. Картины собрали из 23 музейных собраний, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный Исторический музей, Институт русского реалистического искусства и другие, а также 11 частных коллекций. В музее проект представляют так — «это единая инсталляция, в которую интегрированы разные артефакты». Собрано около 500 предметов: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами. Организаторы позаботились, чтобы в залах полифонически воссоздавалась романтика и задор «шестидесятников».

Семь тематических разделов демонстрирует то,
что составляло важную часть жизни людей 50−60 гг:

«Разговор с отцом» рассматривает диалог поколений в послевоенном советском обществе. Он поддерживался двумя темами, о которых было принято молчать: правда о войне и правда о лагерях.

«Лучший город Земли» раскрывает тему города как места соприкосновения приватной и публичной сфер, когда жители еще не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни, как это произойдет в 1970-е.

«Международные отношения» рассматривается противостояние СССР и США, которое определяло политическую картину мира во второй половине ХХ века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации.

Спутник (точнее, модель) отлично вписался в художественный ряд символов "Оттепели"
Спутник (точнее, модель) отлично вписался в художественный ряд символов «Оттепели»

«Новый быт» иллюстрирует программу по созданию комфортного частного быта, когда вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов «Художник — на производство». Художникам-дизайнерам была поставлена задача воспитать у граждан «правильный» вкус в противовес «мещанству», улучшить мир советского человека с помощью предметно-бытовой среды.

«Атом — космос» демонстрирует, как массовость высшего образования и развитие научных институтов породили новых героев времени — студентов и ученых. С запуска в 1957 году «Спутника-1» космос завладел умами и стал одной из главных тем в советской культуре, затронув не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.

«Освоение» предлагает разговор о «романтике дальних странствий», о стремлении молодых людей к самоутверждению и самостоятельности, о героизации тяжелых «трудовых будней», то есть на те темы, которые использовались в пропагандистских кампаниях, сопровождавших освоение целинных земель, призывы на далекие стройки. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки, чтобы запечатлеть молодых романтиков.

«В коммунизм!» передает официальную жизнь, и в то же время надежды эпохи, как успехи в освоении космоса и научные открытия стимулировали воображение художников. В культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия.

На выставке — работы художников Э.Булатова, А. Зверева, Ю. Злотникова, Ф. Инфанте-Арана, И. Кабакова, Г. Коржева, Л. Мастерковой, Э. Неизвестного, В. Немухина, П. Никонова, П. Оссовского, Ю. Пименова, В. Попкова, О. Рабина, М. Рогинского, Т. Салахова, В. Сидура, Б. Турецкого, В. Янкилевского и других.

«Оттепель» — попытка системного исследования культурного наследия, полного противоречий — совмещения реализма и авангарда, бунта и прогресса.

Проект станет первой частью выставочной трилогии, которая будет продолжена показом искусства 1970-х — первой половины 1980-х, так называемой эпохи застоя, а вслед за этим — времени перестройки.
Кроме высококачественных иллюстраций, в издание пошло более 0 статей, подготовленных специально для этого сборника
Кроме высококачественных иллюстраций, в издание вошло более 50 статей, подготовленных специально для этого сборника

К выставке подготовлено уникальное издание, посвященное эпохе советских 1950−1960-х. Книга содержит научные статьи о живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне, моде, кино, театре, поэзии, литературе, также в ней рассматриваются вопросы социологии, политологии и философии этого времени.

Проект сопровождает культурная программа, включая кино и поэтические чтения. В Третьяковской галерее пройдут лекции. В первой лекции из этого цикла выступят киновед Всеволод Коршунов, известный художник Егор Кошелев, кандидат искуссвоведения и сотрудник ГТГ Кирилл Светляков

Выставка рассчитана и разную аудиторию — и на уходящее старшее поколение, и молодежь, которая знает об этом периоде разве что из рассказов близких, книг и телесериала «Оттепель» 2013 года. Выставки Третьяковской галереи и ГМИИ им. А.С. Пушкина станут площадкой для проведения московской олимпиады школьников по мировой художественной культуре, организованной в партнерстве с Центром педагогического мастерства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here