Шедевры Византии — теперь в Третьяковке

0
381

AXIART.INFO / «Шедевры Византии» — третье событие перекрестного года России и Греции, организованное при участии Третьяковской галереи. Открытие первой выставки в присутствии глав обоих государств состоялось 27 мая 2016 года в Византийском и Христианском музее в Афинах перед образом «Вознесение» Андрея Рублева. На это раз, 8 февраля зрители увидят 18 уникальных экспонатов. Кроме 12 икон и двух иллюстрированных рукописи, будут представлены процессионный крест, кацеи и другие предметы литургического обихода.

Таким образом продолжает культурный обмен открывающаяся выставка произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции. Это мероприятие международной программы, в рамках которой в сентябре в Афинах с большим успехом проходил показ уникальных икон и скульптуры XV—XIX вв.еков из Третьяковской галереи. Музеи-участники выставки «Шедевры Византии» — Византийский и Христианский музей, музей Бенаки, собрание Э.Велимезиса — Х.Маргаритиса.

Экспонируемые памятники датируются концом X — началом XVI века и дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах. Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира.

Процессионный крест. Конец X века. Серебро, позолоченное серебро, гравировка, чернь. Музей Бенаки, Афины
Процессионный крест. Конец X века. Серебро, позолоченное серебро, гравировка, чернь. Музей Бенаки, Афины
На выставке каждое из произведений — уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.

Самый ранний памятник в экспозиции — серебряный процессионный крест (на фото) конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представлено иконой «Воскрешение Лазаря», воплощающей утонченный рафинированный стиль живописи этого времени. В собрании Третьяковской галереи находится икона «Богоматерь Владимирская» этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь.

Один из самых ярких экспонатов выставки — рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев — интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.

Икона «Богоматерь с Младенцем», написанная в начале XIII века предположительно кипрским мастером, демонстрирует иной путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада.

Герб рода Палеологов.
Герб рода Палеологов.

В художественной культуре этого периода, связанного с возрождением империи и династией Палеологов, движение к античным традициям воспринималось как поиск культурной идентичности. Палеологи — династия императоров Византии, одна из самых древних. С этой фамилией связан и расцвет византийского искусства, и полное разрушение Византийской империи.

Зрелому стилю искусства эпохи Палеологов принадлежит двусторонний образ «Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный» конца XIV века. Эта икона — современница произведений Феофана Грека. Оба мастера используют одни и те же художественные приемы; в частности, тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, символизирующие энергии божественного света. Этот образ, очевидно, является списком с чудотворной константинопольской иконы Одигитрии.

О богатстве декоративно-прикладного искусства Византии рассказывают несколько предметов, среди которых кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары. Особой виртуозностью отличалась техника художников, украшавших рукописи сложными изысканными орнаментами в заставках, инициалами и миниатюрами с образами евангелистов. Уровень их мастерства демонстрируют два кодекса Евангелия — XIII и начала XIV века.

Поствизантийский период представлен тремя иконами греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Эти произведения позволяют проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Византийская художественная традиция стояла у истоков формирования искусства многих народов. С самого начала распространения христианства в Киевской Руси греческие художники и архитекторы передавали русским мастерам навыки храмового строительства, фресковой живописи, иконописания, оформления книг, ювелирного искусства. Это культурное взаимодействие продолжалось на протяжении многих столетий. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства, сохраняя память о Византии как о благодатном источнике, долгие годы духовно питавшем русскую культуру.

Выставка «Шедевры Византии» располагается рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI—XVII вв.еков, что дает возможность зрителю проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников. Куратор выставки — Е.М. Саенкова.

На выставке представлены такие экспонаты:

  1. Воскрешение Лазаря. XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
  1. Богоматерь с Младенцем. XIII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
  1. Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?). Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
  1. Ангел. Фрагмент иконы «Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)». Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
  1. Распятие. Оборот двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
  1. Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
  1. Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент иконы «Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины
  1. Рукоять кацеи. Около 1300 года. Бронза, литье, гравировка. Музей Бенаки, Афины
  1. Воздух. Конец XIII — начало XIV века. Шелк (основа), хлопчатобумажная подкладка, шелковые, серебряные и золотные нити; ткачество, золотное и лицевое шитье. Музей Бенаки, Афины
  1. Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. Начало XVI века. Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса — Х. Маргаритиса
  1. Процессионный крест. Конец X века. Серебро, позолоченное серебро, гравировка, чернь. Музей Бенаки, Афины

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here