Три поколения художников

0
1813

Эта фотография с выставки «Никоновы. Три художника» символична. Из троих на открытии смог присутствовать только Павел Никонов, а его брат Михаил и дочь Виктория — в нашей памяти. Все трое оставили заметный след в художественном процессе.

На выставке представлены более 100 живописных и более 30 графических работ. Центральная фигура проекта — Павел Фёдорович Никонов (род. 1930) — один из главных художников периода оттепели, который более 60 лет является активным участником современного художественного процесса и входит в число основоположников «сурового стиля».

Три поколения художников
Эта картина «Геологи» кажется сегодня вполне традиционным соц-артом, а когда-то вызвала волну официозного возмущения
Выставка «Никоновы. Три художника» позволяет увидеть сквозь призму творчества трех мастеров широкий спектр явлений в отечественной живописи второй половины ХХ — начала XXI века и в этом качестве по масштабу охвата художественных тенденций превосходит привычный формат выставки творческой династии. Из суммы индивидуальных поисков складывается широкий контекст времени — от явлений, уже принадлежащих истории, до сегодняшнего дня. Центральная фигура проекта — Павел Фёдорович Никонов (род. 1930), народный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии России. Павел Никонов, которому в мае 2020 года исполнилось 90 лет, — активный участник культурных событий эпохи оттепели. Он стал одним из мастеров, с чьим именем в 1960-е годы было связано обновление живописного языка, положившее начало «суровому стилю». Более 60 лет Павел Никонов непрерывно участвует в современном художественном процессе. На выставке показаны как ранние произведения живописца, например «Рыбаки» (1959, Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки), так и ставшая классикой ХХ века картина «Геологи» (1962) из постоянной экспозиции Государственной Третьяковский галереи. Впервые широкому зрителю будет представлено масштабное полотно «Мясо» (1960−1961, собрание Рэймонда и Сюзан Джонсон, США), которое относится к этому же времени. Период, связанный с приобретением старого дома в деревне Алексино близ города Калязин, в творчестве художника отмечен синтезом натурных впечатлений и живописной традиции отечественного и мирового искусства ХХ века. Работы последних десятилетий, написанные свободной кистью, представляют Павла Никонова как оригинального художника-экспрессиониста, работающего в рамках фигуративной традиции. Острое переживание событий, сливающихся в поток жизни, — именно этим наполнено искусство мастера, наделенного исключительным творческим долголетием.
Три поколения художников
Эти два автопортрета Михаила Никонова отделяет 40 лет (работы 1958 и 1998 года) — видно, как изменился стиль мастера
Старший брат Павла, Михаил Никонов, не столь известный в наши дни, в свое время был одним из лидеров поколения. Он был разносторонне одарен от природы: прекрасно рисовал и обладал музыкальными способностями. Еще во время учебы Михаил Никонов проявил себя как талантливый рисовальщик. Его произведения были отобраны для методического кабинета Московского государственного академического
художественного института имени В.И. Сурикова в качестве образцов. Михаил Никонов много работал на Академической даче имени И.Е. Репина. В этот период в его искусстве произошел перелом, отчетливо заметный в стилистике произведений: этот рубеж прослеживается, с одной стороны, в «Портрете отца» (середина 1950-х годов), а с другой — в серии портретов жены и этюдах, созданных начиная с 1958 года. Интересно сравнить до чрезвычайности близкий к натуре «Портрет отца», исполненный в традиционной технике многослойной лессировочной живописи, с позднейшими интерпретациями его образа в работах младшего брата — Павла Никонова, и такая уникальная возможность будет у посетителей выставки. В своем творчестве Михаил Никонов пытался пересмотреть традиционные устои живописца. Его работы отличают острая гротесковая образность, открытая и экспрессивная манера письма, построенная на цветовых контрастах.
Три поколения художников
Павел Никонов с 12-летней дочерью, будущим хуудожником и продолжателем его дела
Виктория Никонова — дочь Павла Никонова — принадлежит к следующему поколению художников, а ее искусство приближает нас к проблемам живописи рубежа XX и XXI веков. Обращаясь к обыденным, привычным предметам, в своем творчестве Виктория Никонова раскрывает через них глубину эмоционального переживания мира. Ранняя одаренность художницы, развиваясь и трансформируясь с годами, способствовала рождению оригинального мастера.

Получив образование театрального художника, Виктория Никонова осуществила в театре лишь несколько работ, а мир станковой живописи стал главной сферой ее творческой реализации. Самостоятельный творческий путь Никоновой начался в конце 1990-х в мастерской на Арбате, где она работала вместе с другими молодыми художниками. Там Виктория писала городские виды и сдержанные по цвету интерьеры. «Кресло на сером» (1990) — одно из редких сохранившихся произведений того периода (позднее художница безжалостно уничтожала картины, если считала их «несостоявшимися»). Работая с предельной самоотдачей, Виктория Никонова была необычайно требовательна к себе. Новый этап формирования ее авторского стиля был связан с уходом из группы художников мастерской на Арбате и началом работы в собственной мастерской в Большом Афанасьевском переулке. Именно здесь было создано большинство представленных на выставке произведений. В таких работах художницы, как «Стул» (1995), «Зеркало» (1995), «Красный интерьер» (2005) и более поздних произведениях «Белые крыши» (2005), «Ночной интерьер» (2005), Виктория Никонова предстает тонким колористом и чутким наблюдателем, а ее работы выстраиваются в серии, явно связанные друг с другом.

Творчество трех Никоновых, представленное в рамках выставочного проекта в Третьяковской галерее, позволяет проследить главные направления отечественной живописи второй половины ХХ и начала XXI века в их историческом развитии. И вместе с тем концепция проекта не ограничивается историей художественного процесса. Тема выставки — история трех человеческих судеб. Это история борьбы за свободу художественного высказывания, взаимоотношений творческой личности и государства, художника и общества. Давая возможность соприкоснуться с тремя неповторимыми линиями жизни, выставка «Никоновы. Три художника» не только открывает нам одну из важнейших страниц истории русского искусства, но и вновь поднимает вопросы о роли и месте живописи в искусстве современности. Специально к выставке подготовлен каталог, содержащий статьи о творчестве каждого из художников семьи Никоновых и репродукции работ, представленных на выставке.

Выставка в Третьяковской галерее приурочена к 90-летию художника и презентует ретроспективу не только его творчества, но и старшего брата — Михаила Фёдоровича Никонова (1928−2010), также принадлежавшего к легендарной когорте шестидесятников, и дочери — Виктории Павловне Никоновой (1968−2008), представительницы генерации живописцев переломных 1990-х годов.

Куратор: Анна Дьяконицына

Рабочая группа: Наталия Александрова, Анна Маполис

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here