Галерея «Веллум» словно «играет в бисер» с названиями новой выставки и цикла проектов «Ars Sacra Nova». «Ars nova» — музыкальный стиль позднего средневековья, термин ars nova означает не «новое искусство», а скорее «новую технику». Sacra — сакральное, священное. В экспозицию войдет около 50 геометрических композиций, кинетических объектов, живописных и графических произведений шестидесятников из собрания галереи «Веллум» и частных коллекций.
В экспозиции посетителя встретят работы Анатолия Зверева с крестами и куполами церквей, сделанными под влиянием работ Л.Поповой и О. Розановой из коллекции Г.Костаки; перечеркнутые крестами пейзажи и портреты Владимира Яковлева, коллажи Владимира Стерлигова с ангелами, молящимися фигурами людей и животных и акробатами-ангелами под куполом цирка.
Артефакты
Проект проходит в рамках параллельной программы совместного цикла концертов Фонда Николая Каретникова и Московской государственной академической филармонии «Musica sacra nova. Духовная музыка из бывшего СССР». Заключительный концерт абонемента в этом сезоне прозвучит в концертном зале имени П.И. Чайковского 19 июня 2023 г.
Абстракция
Кстати, самая первая выставка группы художников и футурологов «Движение» в 1964 году, где они впервые манифестировали себя как организованная арт-группа, так и называлась: «На пути к синтезу искусств».
Куратор Любовь Агафонова относит выбранный для названия термин «Ars Sacra Nova» и к искусству так называемого «Второго авангарда» и напоминает о содружестве художников геометрического и метафизического направления, чье «искусство приводило к мистическим озарениям. Начиная от ухода от реальности советской действительности. Просто играя с картинками, с образами, они открывали „духовные очи“, как говорят православные, и уходили в поиске лучших миров…».
Одной из основных составляющих Второго авангарда стало ретроспективное переосмысление русского средневекового искусства, его корневого религиозного назначения. Геометрия архитектуры задних планов икон и фресок с их лаконичностью цвета стала одним из источников развития изобразительных средств советских неофициальных художников. Тех из них, кто стремились отстраниться от навязанного государственного атеизма.
Сфера
Философско-религиозные поиски, захватившие некоторых из них в 1960-е, привели их к поискам запрещённого Господа, часто неосознанными, больше интеллектуальными и книжными, нежели мистическими. Забытые художественные образы стали атрибутами творчества кинетов. Не случайно, некоторые из них, пройдя через интуитивный путь богоискательства в искусстве, пошли дальше от визуального к конфессиональному: братья Волгины стали священниками, а Владимир Акулинин «христианским художником».
Галерея Веллум: Москва, ул. Ильинка, 4. Гостиный двор, пространство 88−89
с 31 мая по 17 сентября 2023.