Ars Sacra Nova

0
618

Галерея «Веллум» словно «играет в бисер» с названиями новой выставки и цикла проектов «Ars Sacra Nova». «Ars nova» — музыкальный стиль позднего средневековья, термин ars nova означает не «новое искусство», а скорее «новую технику». Sacra — сакральное, священное. В экспозицию войдет около 50 геометрических композиций, кинетических объектов, живописных и графических произведений шестидесятников из собрания галереи «Веллум» и частных коллекций.

В экспозиции посетителя встретят работы Анатолия Зверева с крестами и куполами церквей, сделанными под влиянием работ Л.Поповой и О. Розановой из коллекции Г.Костаки; перечеркнутые крестами пейзажи и портреты Владимира Яковлева, коллажи Владимира Стерлигова с ангелами, молящимися фигурами людей и животных и акробатами-ангелами под куполом цирка.

Ars Sacra Nova
Франциско Инфантэ
Артефакты
Особенно выделяются на этой экспозиции символистские произведения московских кинетистов. От «Артефактов» Франциско Инфанте, одного из основоположников русского кинетизма, до станковых работ его коллег и последователей — художников легендарной московской группы «Движение», — близких религиозным исканиям интеллигенции именно семидесятых годов прошлого века.

Проект проходит в рамках параллельной программы совместного цикла концертов Фонда Николая Каретникова и Московской государственной академической филармонии «Musica sacra nova. Духовная музыка из бывшего СССР». Заключительный концерт абонемента в этом сезоне прозвучит в концертном зале имени П.И. Чайковского 19 июня 2023 г.

Ars Sacra Nova
Владимир Стерлигов
Абстракция
Организаторы проекта подчеркивают синтез искусств, такой органичный для творчества шестидесятников вообще, и для «русских кинетов», в частности.

Кстати, самая первая выставка группы художников и футурологов «Движение» в 1964 году, где они впервые манифестировали себя как организованная арт-группа, так и называлась: «На пути к синтезу искусств».

Куратор Любовь Агафонова относит выбранный для названия термин «Ars Sacra Nova» и к искусству так называемого «Второго авангарда» и напоминает о содружестве художников геометрического и метафизического направления, чье «искусство приводило к мистическим озарениям. Начиная от ухода от реальности советской действительности. Просто играя с картинками, с образами, они открывали „духовные очи“, как говорят православные, и уходили в поиске лучших миров…».

Одной из основных составляющих Второго авангарда стало ретроспективное переосмысление русского средневекового искусства, его корневого религиозного назначения. Геометрия архитектуры задних планов икон и фресок с их лаконичностью цвета стала одним из источников развития изобразительных средств советских неофициальных художников. Тех из них, кто стремились отстраниться от навязанного государственного атеизма.

Ars Sacra Nova
Вячеслав Колейчук
Сфера
Продолжая мистификации футуристов начала ХХ века, революционеров-художников, убивших острыми углами своих произведений старый мир и «ветхого человека» и прорекламировавших создание человека нового, нонконформисты из группы «Движение» вдруг возвращаются к поискам утраченного интуитивного в искусстве.

Философско-религиозные поиски, захватившие некоторых из них в 1960-е, привели их к поискам запрещённого Господа, часто неосознанными, больше интеллектуальными и книжными, нежели мистическими. Забытые художественные образы стали атрибутами творчества кинетов. Не случайно, некоторые из них, пройдя через интуитивный путь богоискательства в искусстве, пошли дальше от визуального к конфессиональному: братья Волгины стали священниками, а Владимир Акулинин «христианским художником».

Галерея Веллум: Москва, ул. Ильинка, 4. Гостиный двор, пространство 88−89
с 31 мая по 17 сентября 2023.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here