Миллион за свободу

0
1449

Потертые своды большого цеха Винзавода привлекли 18 октября почти весь столичный арт-бомонд — художников, искусствоведов, коллекционеров. В этом году Музей AZ (Музей Анатолия Зверева) отмечает юбилей мэтра — в ноябре художнику Звереву исполнилось бы 90 лет. Создатели музея решили отметить дату невиданным арт-марафоном Zverev Art Prize.

Миллион за свободу Весной художники по всей стране предлагали жюри свои проекты. Осенью пришло время собрать урожай — подвести итоги и вручить лучшему участнику денежный приз. Первая премия — 1 млн руб., вторая — 500 тыс., третья — 250 тыс. Жаждущих признания и денег набралась пара тысяч из 169 городов России и 32 стран мира. Организаторы не сковывали претендентов требованиями особой темы, жанров или материалов. Также не делали ставку на прославленных художников, надеясь выявить неизвестных гениев.

Девизом конкурса стало переформулированное самим Зверевым в его автобиографии кредо мирискусников: «Жизнь скована, искусство свободно». По мнению генерального директора Музея AZ Наталии Опалевой и арт-директора и куратора музея Полины Лобачевской, юбилей уникального художника-новатора, каким был Зверев — открыть новую страницу русского искусства и задуматься о будущем.

Миллион за свободуСемь экспертов жюри свободно выбирали понравившиеся заявки и по сумме голосов был сформирован список из 50 художников, чьи произведения теперь представлены на итоговой выставке на площадке Винзавода. Вначале организаторы выбрали привычную для корупных выставок площадку, но изза сложных переговоров в итоге нашли другой, пожалуй, более удачный новый уникальный вариант -- старинные катакомбы самого коупного цеха Винзавода. Перед кураторами выставки Премии Анатолия Зверева Антонио Джеуза и Сергеем Соловьевым стояла задача собрать в одном пространстве лучшие конкурсные работы выявить внутренние связи авторских идей для создания целостной экспозиции. Итоговое оформление конкурсной экспозиции выполнила команда во главе с архитектором Петром Толпиным.

По задумке организаторов, выставка должна была стать парадом самых прогрессивных авторов и показать характерный срез современного искусства, наиболее актуальные тренды и явления сегодняшней российской арт-сцены.
Именно поэтому у Наталии Опалевой и Полины Лобачевской (также членов жюри) возникла идея второй части выставочного проекта: показа достижений судейской коллегии, объединенных ироничным заголовком «А судьи кто?».

На трех этажах Музея AZ развернулась экспозиция, объединяющая работы признанных звезд российской арт-сцены. Куратор выставочного проекта Полина Лобачевская соединила абстракции Владимира Наседкина и белые фигуры Гриши Брускина, ранние метафизические композиции Франциско Инфанте и виртуальные структуры Платона Инфанте, футуристические образы Сергея Шутова и видеоинсталляцию Аристарха Чернышева. С новыми технологиями изобразительного искусства выступили Сергей Братков (с новой видеоработой) и Ираида Юсупова (фрагменты видеооперы).

«У каждого из них точно есть одна черта, она же — точка пересечения с легендарным авангардистом (Зверевым). Черта эта — личная и творческая независимость. И каждый из них создал свой уникальный художественный мир и существует в своей тщательно выстроенной системе координат. И мир каждого столь интересен, убедителен, а в некоторых случаях, и пленителен, что привлекает и завораживает и знатоков искусства, и неискушенных зрителей», — объяснила Полина Лобачевская.

Открытие выставки номинантов Zverev Art Prize собрало число гостей, которыми раньше не могли похвастаться даже выставки-ярмарки в Манеже. Несмотря на наплыв гостей можно было посмотреть и масштабные работы, и пообщаться. Места всем хватило, в галереях общей площадью 2432 м². Покидая выставку, каждый гость мог участвовать в голосовании и отметить лучший проект в бюллетене.

Миллион за свободуАвторы представляли разные техники — Владимир Потапов не поленился накладывать на панель многочисленные слои разной акриловой краски, чтобы потом выявить образы с пестрым срезом. По его признанию, он увидел подобные образы на улицах, когда коммунальные службы счищали старые слои краски и обновляли покрытие. А Валерий Гриковский покрыл большой стенд множеством обрывков, приколотых булавками, соединенных в единый образи (на фото слева).

Были и гламурный пурпурный альков, и эскизы храма духа, и полотно из свежих цветов. Не обошлось и без «рэди мейд». Один из авторов Владимир Архипов в проекте «Тайная вечеря апологетов иной веры» представил разные бытовые предметы с краткой историей.

Миллион за свободуИндустриальные металлические конструкции или пластиковые волны привлекали больше всего внимания благодаря своим размерам. Невозможно было пройти мимо гигантского чека, хотя в карманах гостей бывали прототипы из супермаркета на набор обычных продуктов. Самыми крупными инсталляциями были также металлическая волна Александра Морозова, частокол металлических прутьев Ильи Туморина под патетическим названием «Стена Апокалипсиса» и копия балкона, на котором во время карантина, запертая в своей квартире одна из участниц с феминистским победоносным порывом «нас не закроешь» устраивала импровизированные выставки. Не нашлось места традиционным картинам кабинетного размера в классических рамах. Немногочисленные живописные полотна были выполнены в абстрактной манере.

Миллион за свободу

Самыми новаторскими были, пожалуй, объекты, созданные с помощью пластикового литья и виртуальной реальности.

Иван Зубарев не только отпечатал предметы, но и идентифицировал себя с техникой, назвав проект «Я стал 3D принтером». Все это можно увидеть до 21 ноября.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here