Хорошая новость для любителей искусства — выставка «АРТ МОСКВА» вновь принимала гостей с еще большим размахом и великолепием вопреки трудным временам. Но именно из-за этого обстоятельства экономической стесненности коллекционеры стали более требовательны. И российские участники показали максимум, на что они способны.
Среди экспонатов не было остатков бетона с эффектными названиями, гнутой проволоки, картона с матерными выражениями и прочей имитации художественной деятельности, характерных для российских арт-ярмарок прошлых лет.
О том, что уважаемый покупатель теряет интерес к современному псевдо арту, показал спектр экспонентов — треть выставки заняли антиквары, другую треть — ювелиры и дизайнеры интерьера. Остальную треть — достойные проекты.
«АРТ МОСКВА» с размахом отпраздновала 20-летие со дня основания, еще раз подтвердила свой статус непревзойденного по уровню события столичной арт-сцены, гармонично объединив в одном выставочном пространстве самые разные виды и направления в искусстве, следуя уникальной концепции «living together».
«Мы уделяем равное внимание и старым мастерам, и современному искусству, и предметам интерьера. Концепция выставки — осознанный выбор экспертного совета, который стремится сохранить аутентичность ярмарки и утверждает ее с позиции важнейшего национального проекта страны», — отмечает директор ярмарки Василий Бычков. От подтвердил намерение организаторов к экспериментам и гибкому следованию трендов арт-форумов.
Живопись известных русских и западноевропейских мастеров, редкие иконы, французское художественное стекло, царские сервизы.
Секция «Антиквариат. Классическое искусство» была представлена ведущими антикварными галереями России, в числе которых — «Элизиум», «Альтруист», Suslov Fine Arts, «Коллекцiонер Клуб», антикварный салон «На Кутузовском проспекте, 22» и многие другие. Посетители ярмарки смогли увидеть настоящие жемчужины коллекций живописи, к которым относятся работы выдающихся отечественных художников — И.И. Шишкина, И.Е. Репина, И.К. Айвазовского, В.И. Сурикова, М.З. Шагала, Н.С. Гончаровой, П.П. Кончаловского. Некоторые из их произведений были представлены для широкой публики впервые — речь идет о картине К.Е. Маковского «Жница» (1880 г.), иконе «Святая Анна Пророчица» (1886 г.), эскизе В.И. Сурикова «Степан Разин» (1904 г.)
Галерея Андрея Дзамашвили представила уникальную скульптуру Бориса Ловет-Лорского, художника и скульптора XX века, выпускника Императорской Академии Художеств, ставшего ярким представителем стиля ар-деко в США. Работы Бориса Ловет-Лорского находятся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, музеях Бостонского и Колумбийского университетов, Музее Пти-Пале, Люксембургском музее в Париже, Британском музее в Лондоне и других.
На фото художник Николай Кузнецов с циклом своих работ о трансформации образов, причем первый из портретов — его собственный.
Антикварное декоративно-прикладное искусство представляли многочисленные изделия из серебра с хрусталем, вышедших из легендарных ювелирных домов — Фаберже, Овчинникова, Хлебникова, Соколова, Лорие и других. Особым вниманием было отмечено роскошное печатное издание «Великолепие Древнего Города» Якопо Лаурано, продемонстрировавшее публике достижения итальянского книгопечатания XVII века.
Соц-арт был представлен умеренно и в основном антиквариатом, винтажом, а не грубым новоделом.
Концептуальщики, всегда затейливые, радовали на этот раз трудолюбием и хорошим качеством работ. Например, стенд Александры Тен, на котором был предстален макет экрана мироздания с опадающими пикселями.
Раздел «Современное искусство» представил 40 ведущих российских галерей, раскрыв перед зрителями необъятную панораму новейших тенденций contemporary art, включая такое направление, как science-art. Оно было представлено сразу двумя проектами: мультимедийной инсталляцией выставочного проекта «Пространство сообщения. От знака до ощущения», куратором которой выступила Елена Демидова, Галерея Краснохолмская и проектом CRYSTAL «the mental body of menthol» Юлии Боровой и Эдуарда Рахманова, которую представит Savelab.
Среди других участников секции — VLADEY, «Люмьер», «Арт Узел / Е.К.АртБюро», «Эритаж», «ГРОСart», SISTEMA GALLERY, галерея «ЛУЧ», «Веллум», Atelier CHOUTKO, Галерея Кирилла Данелии, арт-галерея «Диас», InGallery, ARSLONGA, тафгалерея, Artzip, Формат 1.
На фото Анастасия Дозорцева своим проектом, который показывает влияние негативных указаний в детстве на развитие личности.
Работы представленных авторов, в числе которых были произведения Нины Котел, Александра Жерноклюева, Алексея Ланцева, Романа Твердохлебова, Ларисы Климовой, Юрия Кузнецова, Алины Федотовой, Константина Шулики, Полины Филатовой и других, дали возможность публике представить полную и животрепещущую картину достижений отечественного современного искусства.
Международные галереи PLATO и IWS Sareh Art Gallery продемонстрировали свои богатые и разносторонние коллекции, сформированные в соответствии с уникальными философско-эстетическими концепциями.
Гармонично дополнил богатую экспозицию ярмарки новый раздел «Галерея дизайна», который состоял из 21 стендов и представил более 50 компаний. Посетители имели возможность познакомиться с творческой деятельностью многих участников раздела — Алексея Бочкова, Екатерины Боровковой, Ирины Татарниковой, Юлии Маркос, Ольги Бровкиной, Маши Долговой, галереи коллекционного дизайна «15/10», студии-мастерской Аксеновых ARTVIVO, MAKAROV CERAMICS, Школы дизайна НИУ ВШЭ/HSE ART Gallery, MILICA, GUSTAVSON, J&L Design. В рамках раздела экспонировались винтажные кресла 1950-х годов в стилистике «space age», выполненные Борисом Табакофф, мистически-сказочные арт-объекты Никиты Макарова и коллекция предметов интерьера дизайнера и архитектора Алексея Бочкова.
Особое внимание гостей ярмарки привлек проект «Интеллект Венеры» итальянской художницы-мозаичиста и дизайнера Душаны Бравуры. В рамках представленного проекта художница обращается к судьбам выдающихся женщин XX века, достижения которых не были оценены по достоинству при жизни. Среди них наибольшее внимание отводится женщинам-ученым, открытия которых легли в основу работы их преподавателей или коллег-мужчин и принесли мужчинам Нобелевские премии. Дизайн стенда был разработан Институтом бизнеса и дизайна B&D.
Впервые в «АРТ МОСКВЕ» принял участие Всероссийский музей декоративного искусства. Как отметила куратор экспозиции Вера Савельева, заведующая сектором предметного дизайна музея:
«Мы принимали участие в ярмарке как Всероссийский музей декоративного искусства и нам хотелось уйти от стереотипа представления нас как классической институции и показать нашу работу с современным дизайном и современными художниками».
В экспозицию включили работы творческой мастерской WOODZENART Андрея Измайлова, проекта Анны Бочкарёвой Anabodesign, коллаборации авторов Ивана Басова, Семёна Лавданского с керамической мастерской CERAMUM Насти Дуленко. Со многими художниками можно было лично познакомиться на стенде.
В этом году был сделан особый упор в сторону галерей Нигерии, Ирана и Чехии. В рамках этой интернациональной линии было также представлено частное собрание сербского коллекционера Владимира Пешича. Одним из спецпроектов этого года стала экспозиция Посольства Нигерии, посвященная исследованию удивительного по своей силе воздействия искусства. Почетный гость ярмарки представил посольскую коллекцию деревянной скульптуры в соединении с работами современных молодых нигерийских авторов: Raji Bamidele, Josephine Uchechukwu Williams, Ugonma Chibuzo, Vivian Ifionu, Moses Zibor и других. «Искусство — это возможность общаться через работы. Наш народ хочет общаться с русским народом», — подчеркнул атташе по культуре посольства Нигерии в России Абидеми Адедеджи. (на фото)
Впервые на ярмарке «АРТ МОСКВА» была представлена специальная секция, организованная Агентством креативных индустрий (АКИ) при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Комплексная программа продвижения молодых художников на рынке современного искусства — одна из главных задач департамента и подведомственного Агентства креативных индустрий. На стенде АКИ были представлены работы пятнадцати лучших художников — участников программы «Арт. Практикум», отобранных экспертной рабочей группой. Все эти проекты были призваны расширить ярмарку во всех направлениях, будь это установление диалога между разными культурами, или фокус на междисциплинарность, где искусство сочетается с наукой, или ведение программы совместно с государственными институциями.
В рамках ярмарки прошла насыщенная деловая и образовательная программа. В первый день, 19 апреля, состоялся АРТ ФОРУМ, посвященный актуальным вопросам арт-индустрии. В нем приняли участие крупнейшие игроки российского арт-сообщества — Фонд «Сколково», центр современного искусства «Марс», известные блогеры, художники, промышленные дизайнеры.
Музей Транспорта Москвы провел обсуждение: «Образование культурно-досуговых кластеров в бывших промышленных зонах», в котором приняли участие: Артем Бондаревский, директор Дома культуры «ГЭС-2», Дарья Филиппова, директор Центра «Зотов», Полина Бондарева, программный директор культурного центра Левашовский Хлебозавод, Анастасия Зверева, маркетинг-директор городского общественного пространства Хлебозавод, Антюшина Валентина, директор по маркетингу общественного пространства «Севкабель Порт», Дмитрий Маркин, креативный директор пространства «Суперметалл».
20 апреля, четверг, был посвящен арт и дизайн образованию. У зрителей вызвала большой интерес дискуссия: «Художественное образование будущего. Новые компетенции представителей арт-индустрии в конкуренции с Искусственным интеллектом». Модерировал обсуждение Андрей Золотов, главный редактор «Robb Report Россия». В дискуссии приняли участие: Анатолий Любавин, ректор МГАХИ имени В.И. Сурикова, Сергей Юров, ректор Институт бизнеса и дизайна B&D, Александра Старусева-Першеева, академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, заведующая кафедрой «История искусств» и Константин Бучнев, заместитель генерального директора по развитию креативных индустрий Агентства креативных индустрий.
21 апреля был объявлен Днем Дизайна и начался с дискуссии: «Предметный дизайн: от музея до ретейла», в течение дня дизайн эксперты и звезды российского дизайна делились своими практиками и обсуждали ключевые вопросы индустрии
В субботу тема Дизайна также был основной. Аншлаговой была Лекция дизайн-эксперта Евгении Микулиной: «Банальные интерьеры и как искусство помогает с ними бороться».
23 апреля, в воскресенье, в Гостином дворе завершила работу юбилейная «АРТ МОСКВА» — ведущая ярмарка классического, современного и ювелирного искусства в России, участие в которой приняли 170 российских и международных галерей. За пять дней работы выставку посетило более 37 000 человек. Экспозиционная площадь выставки заняла весь атриум Гостиного двора — 12 000 м², на котором представили более полумиллиона экспонатов.
Гостями ярмарки стали: Жасмин, Тимати, Влад Лисовец, Константин Андрикопулос, Ирина Чайковская, Милана Пич, Алина Буре, Михаил Лабковский, Николай Басков, Анна Пескова, Виктория Одинцова, Елена Ханга, Илья Бачурин, Борис Белоцерковский, Инга Берман, Эвелина Блёданс, Юлия Визгалина, Эльдар Хакимов, Азия Нециевская и многие другие.