Искусствовед-блогер Мария Санти известна своими разоблачительными постами об известных художниках. Ее паблик «Pro искусство» в фейсбуке насчитывает более 63 000 подписчиков. О чем она пишет? Рафаэль был великим плагиатором, Дюрер вступил в брак по расчету, а самая знаменитая египтянка Клеопатра не была египтянкой. Вся эта подноготная великих в новой книге Марии Санти «Просто об искусстве. О чем молчат в музеях». Это новое издание в серии «Искусство с блогерами» издательства «Бомбора».
Слыша имя «Леонардо да Винчи» представляете себя дряхлого старика, который уныло глядит на вас с самого знаменитого автопортрета в истории живописи? Стыд и срам! Благодаря Марии Санти вам станет ясно, что он был щеголем, модником и вообще весьма эпатажным человеком. Кроме того, вы узнаете, что Микеланджело презирал людей.
Принято считать, что знаковые живописцы вроде Джотто или Александра Иванова — это солидные старцы, которые сурово взирают на нас с автопортретов. Между тем характер прославленных художников был далек от идеала: они пропускали дедлайны, небрежно относились к заказчикам, не выполняли их требований и страдали от пагубных пристрастий. Так, Леонардо да Винчи предложил клиенту стать прообразом Иуды, Анри Тулуз-Лотрек выводил из себя собственного отца, а у Климта было до сорока рыжих внебрачных детей.
В музеях и учебниках по искусству нам не рассказывают самых интересных фактов о живописцах, предпочитая повторять одни и те же пресные истории, которые путешествуют из одних книг в другие. Не удивительно, что многие до сих пор путают Мане и Моне, и не могут отличить импрессионизм от экспрессионизма — а то и не понимают значимость «Черного квадрата» Малевича.
«Я часто сталкиваюсь с возмущениями по поводу того, что копаюсь в переписках художников, — признается Мария Санти. — Мол, надо только созерцать работы и не отвлекаться на то, какими были в жизни их авторы. Понимаю посыл. Но, во-первых, я занимаюсь мертвыми художниками, а трупу все равно, что теребит профессор. Во-вторых, да — внеэстетические факторы способны повлиять на восприятие. Такова жизнь».
«Просто об искусстве» легко и ненавязчиво учит отличать символизм от импрессионизма, салонное искусство — от настоящего, а голубой период в творчестве Пикассо — от розового. Внутри читатели найдут большие цветные фотографии картин и узнают о характерных чертах живописи всемирно известных живописцев — да так, что впредь им не придется испытывать трудностей с распознаванием Брейгеля или Караваджо.
Читатели также узнают:
- Почему скульптор скрыл морщины на портрете Нефертити?
- Как сложилась карьера Леонардо да Винчи в сфере ивент-менеджмента?
- Почему средневековых рыцарей, которые совершали подвиги ради прекрасной дамы, не существовало?
- Как Александр Иванов изобрел импрессионизм задолго до первых представителей жанра?
- Почему про Пикассо говорят, что он был «пожирающим женщин монстром»?
Мария объясняет, на какие детали картин нужно обратить внимание в первую очередь, и учит не только смотреть на живописные полотна, но и видеть их. Книга позволит блеснуть своими знаниями в кругу друзей, повысить уровень культурной грамотности и избавиться от многочисленных мифов, прочно засевших в наших головах.