Открывая вернисаж, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отметила — это свидетельство преемственности культурных ценностей. Третьяковская галерея получает не просто дополнительные 72 тысячи кв метров, а берет под свою ответственность строение со своей значимой историей. Галерея представляет выставку, посвященную зданию Новой Третьяковки на Крымском Валу — одного из крупнейших музейных комплексов в мире и лучших образцов архитектуры советского модернизма.
В экспозиции около 120 экспонатов, среди которых рисунки, чертежи, планы, фотографии, карты, документы частных архивов и даже образцы строительных материалов.
Например, кирпич.
В 2019 году Третьяковской галерее перешло помещение Центрального дома художника. На 2023 год запланирована масштабная реконструкция Новой Третьяковки по проекту знаменитого архитектора Рема Колхаса. Работа ведется совместно с сотрудниками архитектурного бюро «Резерв» под руководством С.Е. Ламдона и В.И. Плоткина. Проект реконструкции строится на уважительном отношении к изначальному облику памятника и замыслу первых создателей.
В рамках долгосрочной программы «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее» материалы представила Вероника Николаевна Сукоян, дочь архитектора, одного из авторов проекта здания на Крымском Валу, Николая Петровича Сукояна (1915−2009). Н.П. Сукоян более 50 лет собирал художественные и документальные материалы, посвященные проектированию и строительству комплекса на Крымском Валу.Вероника Николаевна подарила музею свыше 1000 предметов.
Разделы выставки Об архитекторе Н.П. Сукояне", «Лаборатория архитектора», «1956−1962», «1962−1979», «1979−2008», «Неосуществившиеся замыслы», «Материалы» представляют главные периоды в истории проектирования и строительства здания, позволяют составить «портреты» его авторов, фокусируют внимание на основных архитектурных особенностях проекта.
В «Лаборатории архитектора» воспроизводится атмосфера советского архитектурного бюро. В процессе работы над зданием его авторы изучали отечественный и зарубежный опыт музейного и выставочного строительства. Не случайно дом на Крымском Валу вызывает ассоциации с Дворцом дожей в Венеции и одновременно сравнивается со зданием Новой национальной галереи в Берлине и Мемориальным музеем мира в Хиросиме. Работая над проектом, архитекторы в тетрадях и больших альбомах собирали конспекты статей и книг, вырезки и фотокопии самых интересных публикаций, зарисовки и наброски разных сооружений. Посетители смогут ознакомиться с точной копией одного из таких альбомов, созданной специально к выставке. Рядом расположена карта, на которой отмечены города, где побывали архитекторы, чтобы воочию осмотреть самые современные музейные постройки и те места, где они не были, но внимательно изучали по фотографиям.
Исторический раздел освещает все этапы проектирования и строительства музейного комплекса — от первыхэскизов 1950-х годов до проектов реконструкции 2000-х. За три десятилетия проектирования и строительства в судьбе комплекса случались поворотные моменты, которые полностью меняли перспективы его существования. Так, изначально задумывались два отдельных строения — Выставочное здание Союза художников СССР и здание для Государственной Третьяковской галереи.
Специально для выставки создан макет-реконструкция комплекса и окружающей его территории на 1958−1959 годы. Макет раскрывает первоначальный замысел архитекторов — проектирование целого района, сочетание новых построек с парадным входом в Парк Горького, разработка Парка искусств, планировка близлежащих улиц. В 1962 году два строения были объединены в единый проект для оптимизации бюджета. Над ним работала команда из шести архитекторов — Ю.Н.Шевердяев, Н.П. Сукоян, М.Н. Круглов, В.В. Васильева, Г. В. Михайловская, В.П. Гуторкин. Общее руководство работами осуществлял Ю.Н. Шевердяев, а главным архитектором был Н.П. Сукоян. Проект сочетал самые современные подходы в области музейного проектирования и лучшие технические решения.
Помимо общей архитектурной концепции, на выставке представлены предложенные архитекторами инженерные решения и использованные материалы (от конструктивной основы до облицовки и предметов интерьера). К сожалению, не все замыслы архитекторов воплотились. В специальном разделе можно увидеть нереализованные проекты — установка монумента «Рабочий и колхозница» рядом со зданием, скульптурное и мозаичное оформление фасадов. Строительство затянулось, а спустя менее 20 лет после полного введения в эксплуатацию здание оказалось под угрозой сноса. Развернувшаяся в 2008—2009 годах дискуссия о недопустимости сноса музейного комплекса стала свидетельством признания особого места здания Новой Третьяковки в культурном ландшафте Москвы.
В планах Третьяковской галереи продолжать изучение архитектуры здания на Крымском Валу и архива Н.П. Сукояна.
Куратор выставки: Софья Аксёнова