Генезис западного крыла

0
2581

Открывая вернисаж, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отметила — это свидетельство преемственности культурных ценностей. Третьяковская галерея получает не просто дополнительные 72 тысячи кв метров, а берет под свою ответственность строение со своей значимой историей. Галерея представляет выставку, посвященную зданию Новой Третьяковки на Крымском Валу — одного из крупнейших музейных комплексов в мире и лучших образцов архитектуры советского модернизма.

Генезис западного крылаВ экспозиции около 120 экспонатов, среди которых рисунки, чертежи, планы, фотографии, карты, документы частных архивов и даже образцы строительных материалов.

Например, кирпич.

В 2019 году Третьяковской галерее перешло помещение Центрального дома художника. На 2023 год запланирована масштабная реконструкция Новой Третьяковки по проекту знаменитого архитектора Рема Колхаса. Работа ведется совместно с сотрудниками архитектурного бюро «Резерв» под руководством С.Е. Ламдона и В.И. Плоткина. Проект реконструкции строится на уважительном отношении к изначальному облику памятника и замыслу первых создателей.
В рамках долгосрочной программы «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее» материалы представила Вероника Николаевна Сукоян, дочь архитектора, одного из авторов проекта здания на Крымском Валу, Николая Петровича Сукояна (1915−2009). Н.П. Сукоян более 50 лет собирал художественные и документальные материалы, посвященные проектированию и строительству комплекса на Крымском Валу.

Генезис западного крыла
Дочь архитектора Вероника Сукоян на открытии выставки
Вероника Николаевна подарила музею свыше 1000 предметов.
Разделы выставки Об архитекторе Н.П. Сукояне", «Лаборатория архитектора», «1956−1962», «1962−1979», «1979−2008», «Неосуществившиеся замыслы», «Материалы» представляют главные периоды в истории проектирования и строительства здания, позволяют составить «портреты» его авторов, фокусируют внимание на основных архитектурных особенностях проекта.

В «Лаборатории архитектора» воспроизводится атмосфера советского архитектурного бюро. В процессе работы над зданием его авторы изучали отечественный и зарубежный опыт музейного и выставочного строительства. Не случайно дом на Крымском Валу вызывает ассоциации с Дворцом дожей в Венеции и одновременно сравнивается со зданием Новой национальной галереи в Берлине и Мемориальным музеем мира в Хиросиме. Работая над проектом, архитекторы в тетрадях и больших альбомах собирали конспекты статей и книг, вырезки и фотокопии самых интересных публикаций, зарисовки и наброски разных сооружений. Посетители смогут ознакомиться с точной копией одного из таких альбомов, созданной специально к выставке. Рядом расположена карта, на которой отмечены города, где побывали архитекторы, чтобы воочию осмотреть самые современные музейные постройки и те места, где они не были, но внимательно изучали по фотографиям.
Исторический раздел освещает все этапы проектирования и строительства музейного комплекса — от первыхэскизов 1950-х годов до проектов реконструкции 2000-х. За три десятилетия проектирования и строительства в судьбе комплекса случались поворотные моменты, которые полностью меняли перспективы его существования. Так, изначально задумывались два отдельных строения — Выставочное здание Союза художников СССР и здание для Государственной Третьяковской галереи.

Специально для выставки создан макет-реконструкция комплекса и окружающей его территории на 1958−1959 годы. Макет раскрывает первоначальный замысел архитекторов — проектирование целого района, сочетание новых построек с парадным входом в Парк Горького, разработка Парка искусств, планировка близлежащих улиц. В 1962 году два строения были объединены в единый проект для оптимизации бюджета. Над ним работала команда из шести архитекторов — Ю.Н.Шевердяев, Н.П. Сукоян, М.Н. Круглов, В.В. Васильева, Г. В. Михайловская, В.П. Гуторкин. Общее руководство работами осуществлял Ю.Н. Шевердяев, а главным архитектором был Н.П. Сукоян. Проект сочетал самые современные подходы в области музейного проектирования и лучшие технические решения.
Помимо общей архитектурной концепции, на выставке представлены предложенные архитекторами инженерные решения и использованные материалы (от конструктивной основы до облицовки и предметов интерьера). К сожалению, не все замыслы архитекторов воплотились. В специальном разделе можно увидеть нереализованные проекты — установка монумента «Рабочий и колхозница» рядом со зданием, скульптурное и мозаичное оформление фасадов. Строительство затянулось, а спустя менее 20 лет после полного введения в эксплуатацию здание оказалось под угрозой сноса. Развернувшаяся в 2008—2009 годах дискуссия о недопустимости сноса музейного комплекса стала свидетельством признания особого места здания Новой Третьяковки в культурном ландшафте Москвы.
В планах Третьяковской галереи продолжать изучение архитектуры здания на Крымском Валу и архива Н.П. Сукояна.
Куратор выставки: Софья Аксёнова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here