AXIART.INFO / Этой зимой было максимальное за последнее десятилетие количество выставок грузинских художников на крупнейших арт-площадках столицы. Свои залы Кавказу открыли изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Центральном Доме Художников, ММОМА, Галерея Вересова, арт-галерея «Дрезден» и даже такое экзотическое для живописи место как Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН.
Если в ЦДХ «Выставка произведений грузинских художников» заняла лишь один из многочисленных залов, то Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представил масштабный вернисаж работ грузинских художников первой трети ХХ века. Более 200 произведений живописи, станковой и театральной-декорационной графики из крупнейших музейных и частных собраний России и Грузии займут три этажа здания Отдела личных коллекций. Представлены уникальные работы Владимира (Ладо) Гудиашвили, Давида Какабадзе, Кирилла Зданевича, Александра Бажбеук-Меликова (Меликяна), Елены Ахвледиани, Ираклия Гамрекели, Петрэ Оцхели и Зиги (Сигизмунда) Валишевского. Целый этаж посвящен творчеству Н. Пиросмани. Зрители познакомятся с «Пастухом в бурке», «Девочкой и гусыней с гусятами» (1917), «Братом и сестрой», «Портретом Ильи Зданевича» и др.
Организаторы проекта хотели передать атмосферу. В начале ХХ века Тифлис стал центром творческого эксперимента. Интеллигенция встречалась в кафе и мастерских, устраивали поэтические турниры и выставки. Мистик Г. Гурджиев открыл здесь первый «Институт гармонического развития человека» и «Школу коллективной гимнастики» для практики «сакральных танцев». В 1910-е годы Д. Какабадзе, братья Зданевич, А. Бажбеук-Меликян и др. отправились из Грузии на учебу в Санкт-Петербург и Москву, где включились в столичную художественную. В начале 1920-х многие грузинские художники отправились в Париж, где познакомились с А. Дереном, А. Модильяни, А. Марке, Ф. Леже, Л. Фужитой, а также с русскими авангардистами М. Ларионовым и Н. Гончаровой. Л. Гудиашвили учился в Академии Рансона; К. Зданевич — в Академии Гранд Шомьер. В 20-е годы для грузинских художников начался Авангардный эксперимент, создавались манифесты, появлялись группы единомышленников, который прекратился в годы репрессий.
Особо стоит отметить «Наследников Пиросмани. Современные грузинские художники» в Галерее Вересов. Эта выставка сопоставима по размаху и ценности с проектом музея им. А.С.Пушкина, и служит словно продолжением разговора о грузинской культуре. В выставочном пространстве на Ленинградском проспекте представлена сотня произведений современных грузинских художников из частной коллекции Давида Хевсуриани, коллекционера, архитектора и художника.
На выставке собраны работы современных художников Грузии с мировыми именами. Среди них — Заслуженный художник Грузии Александр Мосиашвили (1939), Автандил Надарая (1956 — 2007), Гиви Вашакидзе (1937), Георгий Хубуа (1971), Гиви Колелишвили (1948), Заза Корели (1968) и другие мастера, профессиональные живописцы — члены Союза художников Грузии.
Работы большинства художников, представленных на выставке, хранятся в музеях и частных галереях России, Америки, Франции, Германии, Израиля, Италии и других стран мира. Другие из работ этих художников находятся в частных коллекциях известных всему миру людей, таких как Пьер Ришар, Пиано Коко, Рикардо Коваллини, Николас Кейдж, семья Рокфеллеров.
Организаторы выставки ссылаются на слова поэта Осипа Мандельштама о том, что культуре Грузии «издревле свойственно подводить под европейские формы и стандарты тончайшую, сопричастную исключительно высокой духовности, восточную чувственность». Способность к сочетанию принципов, восходящих к культурам Запада и Востока, глубоко характеризует грузинских художников. Экспериментирование с предметом и пространством, в попытках противостоять реальным предметам их образы, возникающие в пейзажах Александра Мосиашвили и Гиви Колелишвили; поэтические ассоциации художника-абстракциониста Гиви Вашакидзе, передающие гармонию форм сиянием цвета и вовлекающие зрителя в свою собственную фантазию; героиня Автандила Надарая — женский образ, наделенный меланхолией и некоторой наивностью, всегда в центре композиции, объединяющий в себе и соблазнительную натурщицу, и недоступную красавицу, и загадочную принцессу; - облечение всех этих концептуальных идей в сочную, эмоциональную, пластическую форму, не смотря на то, что по характеру все художники очень разные, глубоко и точно раскрывает творческий темперамент грузинского искусства.
Благородными целями были движимы и авторы международного проекта «Тифлисъ — Эривань» в арт-галерее «Дрезден» в Гостином дворе, где открылся масштабный показ работ выдающихся художников Армении и Грузии ХIХ — ХХ веков, около 100 работ примерно сорока пяти грузинских и армянских художников. Проект задуман как символ культурного единства между народами Грузии и Армении. Уникальность выставки состоит в том, что экспозиция ее сформирована из работ, преимущественно взятых из частных собраний узкого круга коллекционеров — ценителей этого направления восточного искусства и до этого не выставляемых публично.
У выставки «Параллель двух легенд. Нико Пиросмани и Сосланбек Едзиев» в ММОМА самое значительное количество организаторов Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, Российская академия художеств, Московский музей современного искусства, Северо-Осетинский государственный художественный музей им. М. С. Туганова и Фонд «Мир Кавказа». Идея экспозиции — диалог мастеров, которые не были знакомы друг с другом, но выразительность их картин позволила сопоставить их творчество.
По мнению экспертов ММОМА, «Пиросмани использовал краски собственного изготовления и определенного цветового набора. На первый взгляд палитра может показаться аскетичной, но, возможно, подобную колористическую лаконичность теперь можно расценивать как индивидуальный почерк автора. Существенную часть сохранившихся работ составляют вывески. Этот жанр в художественной практике начала XX века был чрезвычайно популярен. В экспозиции выставки присутствует одна такая вывеска для духана — „Компания заходите!“, а также портрет самого владельца этого заведения — некоего Созашвили, выполненного уже в масляной технике». Сосланбек Едзиев (1865 — 1953) унаследовал от своего отца профессию каменщика и интерес к скульптуре. Он прошел пть от создания традиционных форм городских мемориальных объектов и украшения домов, а также традиционных надгробных стелл (по-осетински цырт) в виде человеческих фигур. Это премьерный показ в Москве творческого наследия художника, известного в Северной Осетии.
Обзор грузинских выставок в Москве можно завершить упоминанием «От Пиросмани до наших дней» — экспозиции, открытой благодаря совместным усилиям Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН и Президента Российской Академии Художеств Зураба Церетели. На выставке представлены работы известных грузинских художников Ладо Гудиашвили, Элены Ахвледиани, Пако Нижарадзе, Сергея Параджанова, Зураба Гикашвили, Олега Тимченко, Темо Джапаридзе, Бубы Арабули, Леонида Семейко, Радиша Тордия, Коки Цхведиани, Ники Габунии, Автандила Топурии, Исиани Амирана и Джемала Кухалашвили и др.