AXIART.INFO / «Я умру молодым на большой темной дороге», — сказал юный Василий Чекрыгин. И трагическое пророчество, к сожалению, сбылось. Он погиб вечером под колесами поезда, когда ему исполнилось 25 лет. Но даже за такой короткий творческий срок художник успел оставить много работ, свидетельствующих о несомненном таланте. Его творчество было сохранено музеем. В рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» на выставке представлены 70 графических листов.
Несмотря на то, что выставка «Предчувствие грядущего» довольно камерная — в двух залах расположена только графика Чекрыгина и это в основном наброски и иллюстрации для книг, каталоги, экспонаты показывают, что Василий Николаевич Чекрыгин (1897−1922) был блестящим рисовальщиком и новатором. Лидер и идейный вдохновитель легендарного объединения «Искусство-жизнь» («Маковец»), он ушел на пике творческой активности, но успел заявить о себе как о, живописце, глубоко размышляющем о человеке, жизни и смерти, о природе искусства.
С ранних лет художник мечтал о создании фрески и в последние годы пытался реализовать свои монументальные замыслы, но они так и остались неосуществленными. В преддверии 120-летия со дня рождения художника Третьяковская галерея представляет рисунки мастера из серий «Восстание», «Расстрел», «Лица», «Оргии», а также уникальные листы на тему «Воскрешение мертвых», многие из которых демонстрируются впервые.
Третьяковская галерея хранит одну из лучших музейных коллекций графики В.Н. Чекрыгина, насчитывающую более 450 листов. В нее вошли 30 первоклассных рисунков, поступивших в 1923 году от вдовы художника В.В. Котовой-Бернштам, а также листы из коллекций Г. К. Костаки, А.А. Сидорова и семьи художника. В экспозицию вошло около 70-ти лучших работ, большая часть которых демонстрируется впервые.
Первоначальное художественное обучение Чекрыгин прошел в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, а в 13 лет уже был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его талант был высоко оценен, и он был освобожден от платы за обучение. В МУЖВЗ Чекрыгин познакомился и подружился с Л. Жегиным (сыном знаменитого архитектора Ф. Шехтеля), общался с Д. Бурлюком и В. Маяковским. Вместе с Жегиным Чекрыгин иллюстрировал первую книгу В. Маяковского «Я», которая также будет представлена на выставке. М. Ларионов, с которым Чекрыгин тоже встретился в Училище, пригласил его к участию в выставке «№ 4» (1913 год), где Чекрыгин представил серию кубистических и абстрактных работ. Часть из них имела названия, не характерные для произведений авангарда: «Души», «Претворение плоти в дух». В 1915 году Чекрыгин ушел добровольцем на фронт. Вернувшись в 1917 году в Москву, он активно включился в художественную жизнь. Чекрыгин искал альтернативу авангардизму на основе классического искусства и религиозной философии.
Представленная на выставке графика Чекрыгина конца 1910-х — начала 1920-х годов стала вершиной творчества мастера. В последние три года жизни мастер был погружен в работу над эскизами композиций к задуманным им фрескам «Бытие» и «Воскрешение мертвых». За короткий срок им было создано около 1 500 рисунков.
Проект был обречен на неудачу в те годы. Но в эскизах многофигурных композиций и в отдельных фрагментах к ним прослеживается некое единое образное решение. Собранные вместе в экспозиционном пространстве рисунки дают представление о значительном масштабе замысла художника.
Первая выставка произведений Чекрыгина в Третьяковской галерее дает редкую возможность публике ознакомиться с наследием художника-философа и провидца, стремившегося осуществить уникальный для ХХ века духовный и художественный проект.
«Бытие». Первые проекты фрески относятся к 1920 году, когда В.Н. Чекрыгин исполнил серии рисунков на исторические, современные и мифологические сюжеты. Важное место в экспозиции занимают монументальные графические листы на тему «Восстание», «Расстрел» и «Лица», свидетельствующие о трагическом восприятии художником событий революционных и послереволюционной лет. Общую «бытийную» картину образов дополняют рисунки со сценами из жизни богемы и буржуазии, портретные зарисовки, листы из серий «Оргии» и «Сумасшедшие» — сложные многофигурные композиции, построенные на контрастах светотени. Все персонажи существуют в непрерывном развитии, исчезают и проявляются в мелькании светлых и темных пятен.
«Воскрешение мертвых». В конце 1921 года В.Н. Чекрыгин увлекся учением религиозного мыслителя, одного из родоначальников русского космизма Н.Ф. Федорова «Философия общего дела». Мысли философа о бессмертии личности потрясли художника. Федорову Чекрыгин посвятил рукопись «О соборе воскресшего музея». Художник начал работать над воплощением своего нового замысла — созданием монументальной фрески о всеобщем воскрешении и космическом будущем человечества. Образно воплощая мысль философа о воскрешении всех когда-либо живших на земле людей, а не только праведников, художник изображает фигуры в бурном движении либо величественно «восстающими», либо еще только «освобождающимися» из плена смерти. Виртуозно используя выразительный язык графики: линию, пятно, контраст света и тени В.Н. Чекрыгин передает таинственную атмосферу воскрешения, высвечивая поднимающиеся из темноты небытия фигуры людей («Композиция с фонариками»). В своих лучших листах Чекрыгин, пытаясь создать «очищенный образ просветленной плоти», добивается почти полного исчезновения фигур («Композиция с ангелом»). Рисунки, исполненные прессованным углем и графитным карандашом, свидетельствуют о редком даре художника, о совершенстве его пластического мастерства.