Третьяковская галерея представляет масштабную выставку выдающегося живописца, классика отечественного искусства ХХ века, одного из лидеров объединения «Бубновый валет», знаковой фигуры времен оттепели — Роберта Рафаиловича Фалька (1886−1958). Экспозиция собрала лучшие произведения художника из 19 музейных собраний, включая зарубежные, и 24 частных коллекций, всего более 200 работ.
Это первая крупная ретроспектива мастера, которая наиболее полно представляет творческий путь художника — от ранних импрессионистических работ 1905−1909 годов до произведений 1950-х.
В ранние годы Фальк пережил периоды признания, а в конце 1930-х столкнулся с неприятием официальным художественным сообществом из-за обвинений в формализме. Однако благодаря масштабу своей личности, таланту живописца, Роберт Фальк обрел значительный круг единомышленников, стал по-настоящему культовой фигурой в московской художественной среде, мастером, обеспечившим прямую связь современников с традициями французской художественной школы и русского авангарда. В течение жизни Роберта Фалька его произведения не были представлены в экспозициях музеев страны и оставались вне поля зрения широкой публики. После смерти художника его вдова, А.В. Щекина-Кротова, передала многие его работы музеям бывшего СССР.
Выставка открыта с 22 января по 23 мая 2021 в здании Новой Третьяковки.
Творческий путь художника отличался сложной, внутренне обоснованной эволюцией: молодость, связанная с первым объединением русского авангарда — обществом «Бубновый валет», неопримитивизмом, сезаннизмом и кубизмом; поворот «к старым мастерам» в начале 1920-х; парижское десятилетие (1928−1937), отмеченное «возвратным импрессионизмом» и экспрессионистскими тенденциями; поздний период, вобравший весь опыт предшествующих лет. Роберт Фальк пережил периоды признания, а в конце 1930-х столкнулся с неприятием официальным художественным сообществом из-за обвинений в формализме.
Во второй половине 1950-х знакомство с творчеством Фалька стало для многих неофициальных художников мостом, ведущим к настоящим живописным традициям, французскому искусству и русскому авангарду. Мастерская Фалька в знаменитом доме Перцова на Пречистенской набережной в эти годы стала своего рода Меккой для художников, ищущих новые формы и смыслы в искусстве. Имя мастера окружено легендой — художник много сделал для того, чтобы уменьшить растущую пропасть культурной изоляции, в которой оказалось отечественное искусство. Этой роли посредника способствовали не только внутренняя независимость и выносливость, но и принципиальная нерадикальность художественной позиции Фалька, неавангардный тип его натуры и связанный с этим неизменный станковизм. Большое значение в формировании художественного языка и позиции мастера имела и длительная командировка во Францию, десятилетие творческой жизни в несоветском контексте.
По мнению генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, ранние произведения Фалька демонстрируют невероятную динамику и экспрессию, особую изысканность и невероятное чувство композиции и цвета. «Когда рассматриваешь его исполненные глубокой мудрости и взвешенности поздние картины, портреты великих современников, понимаешь, что у Фалька — уникальный художественный путь, а его произведения отмечены высочайшим качеством живописной культуры. Ретроспектива художника в Третьяковской галерее выводит творчество Фалька на совершенно новый уровень известности и понимания, способствуя тому, чтобы его имя заняло достойное место в своде самых великих имен русских художников», — подчеркивает Зельфира Трегулова.
Роберт Фальк получил профессиональное художественное образование. С 1904 по 1905 год он учился в Классах рисования и живописи К.Ф. Юона и И.О. Дудина, в частной студии И.И. Машкова, а затем, с перерывом, с 1905 по 1912 год — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где особое влияние на него оказали В.А. Серов и К.А. Коровин.
Как и большинство мастеров русского авангарда, Фальк начинал с импрессионизма. Глядя на представленный на выставке портрет двоюродной сестры Ляли («Ляля Фальк». 1905), можно вспомнить детские образы импрессионистов О. Ренуара или Б. Моризо. В преддверии «Бубнового валета» в работах Фалька 1909 года усилилась декоративность, контрастность цветовых полей («Лиза в розовом», «Автопортрет на фоне крыш»). Находящиеся сейчас в двух разных частных собраниях работы встречаются на выставке и образуют подобие парного портрета. Они написаны в год свадьбы Фалька и его первой жены, художницы Елизаветы Сергеевны Потехиной.
Выставку «Бубнового валета» в 1910-м можно считать первой авангардной экспозицией в России. Примитивизм, определивший характер показов объединения, проявился в работах художника 1910−1912 годов («Пристань. Серый день». 1911; «Пейзаж с парусником». 1912; «Девушки-поденщицы». 1912; «Пейзаж со свиньями». 1912). Фальковский вариант примитивизма опирается не на вывеску, не на «подносную» живопись, как у других «бубновых валетов», — он предпочитает народную игрушку. Фальк ближе всего к товарищам по «Бубновому валету» в примитивистских портретах 1911 года, иногда обыгрывающих стилистику провинциальных фотографий («Портрет Виктора Шнеерсона с чубуком»; «Фаббри на фоне гор», оба — 1911).
Пейзаж «Солнце. Крым. Козы» (1916) — произведение зрелого «бубнововалетского» стиля Фалька. Сила солнечного сияния, пропущенная сквозь кубистическую призму, превращается на полотне художника в динамичные цветовые блоки, которые сдвигают земные формы. В портретах этого времени Фальк часто располагает модель в кубизированном пространстве, как, например, в портрете татарского поэта Мидхата Рефатова (1915), где за спиной модели выстраивается вверх крымский пейзаж. Самое драматичное и монументальное полотно позднего кубистического периода Фалька — «Красная мебель» (1920). Мастер, даже работая над натюрмортом, хотел, чтобы «это была не жизнь вещей, а… усилившаяся внутренняя жизнь». Здесь натюрморт раздвигается, вырастает в интерьер, который становится воплощением души человека, ее образом.
1922 год стал переломным в творчестве Фалька. Он обратился к наследию старых мастеров. В работах 1922−1924 годов художник словно следует стремлению Сезанна создать из нового искусства «что-то такое же прочное и вечное, как искусство музеев». Особенно важными для него становятся Рембрандт, Тициан, Веласкес, Вермеер, Курбе, барбизонцы.
Фальк последовательно выстраивает самоценный мир станкового произведения. «Женщина в белой повязке» (1922−1923) — один из вариантов прочтения сезанновской максимы «в природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра».
С 1928 по 1937 год Фальк во время длительной творческой командировки во Франции побывал в Берлине, Бретани, на Корсике, в Арле и Эксе, но больше всего работал в Париже. В этот период он, единственный из мастеров «Бубнового валета», входит в новое стилевое поле, сменившее кубизм, развивавшееся вне русла ар-деко, связанное и с импрессионистической, и с экспрессионистической традициями. В пейзажах видно влияние импрессионизма, который Фальк в эти годы заново открывает для себя («Место под застройку». 1934; «Мост у старой тюрьмы». 1936).
В картинах, созданных в эвакуации в Самарканде, весомость, плотность письма могут быть соотнесены с парадоксальным, но отмечавшимся многими во время войны ощущением некой большей устойчивости мира («Пейзаж с минаретами. Регистан»; «Золотой пустырь. Самарканд», оба — 1943). В послевоенные годы больше всего пейзажей написано в северном Подмосковье: Хотькове, Загорске, Абрамцеве. Как и Сезанн, Фальк любил «светло-серую погоду», идеальную для его концепции пейзажа, погруженного «в атмосферу, как тело в воду» («Пейзаж с бузиной». 1954).
В этот период им созданы портреты выдающихся современников: Соломона Михоэлса, Виктора Шкловского, Ксении Некрасовой, Александра Габричевского, и множество женских портретов в характерном для Фалька «возвышенном» регистре. Завершает путь художника мудрый и трагический «Автопортрет в красной феске» (1957).
Онлайн-трансляция кураторской экскурсии по выставке доступна на YouTube-канале Третьяковской галереи.
Куратор выставки: Татьяна Левина