Какому музею нужно было выходить из карантина в первую очередь? Конечно, Третьяковской галерее с ее масштабами и возможностью посетителей максимально дистанцироваться друг от друга. В первые же дни ослабления музейной самоизоляции там открылась выставка фестиваля современной фотографии «Фиксаж», которая ждала зрителей три месяца. Работы 11 авторов и более 100 лауреатов конкурса «(За)фиксируй мир! — 2020» провели в затворничестве и дождались открытия. Посмотреть их стоит.
По мнению организаторов, для того чтобы нечто значимое не кануло в лету, нужен особенный закрепитель времени — фиксаж. Фестиваль с таким названием представил современных фотографов, работающих в различных жанрах искусства фотографии: репортаж, макросъемка, психологический портрет, жанровое фото, фотопейзаж, сити-фотография, свободный жанр.
Экспозиция объединила одиннадцать персональных мини-выставок известных российских авторов и выставку ста лучших работ лауреатов фотоконкурса «Зафиксируй мир — 2020».
Что представили участники выставки? Свое видение мира и оригинальный стиль. Именно поэтому выставка проходит в крупнейшем художественном музее страны.
Юрий Климов графично документален. Он показал «тени великого прошлого и осмысление масштабов прошлого и грядущего. Его фотографии — в заголовке статьи.
«Мне интересен город. Он — и многогранен, и неисчерпаем. Город все время изменяется, растет, но все равно остается самим собой. Его строят люди, люди в нем живут. Одни — знают, как выглядит город изнутри. Другие — видят только фасады. А я стараюсь поймать моменты, когда человек и город, как будто прикасаются друг к другу» — рассказывает о своем проекте Климов.
Сергей Шандин ищет особые ракурсы знакомых объектов: «Фотография рождается не в момент срабатывания затвора, а когда ее рассматривают. Именно тогда она из набора разноцветных пятен и линий превращается в привычные образы и эмоции. Довольно просто рассматривать „красивые“ картинки, пролистывая их, не задерживаясь ни на чем особо. Но для того, чтобы погрузиться в фотографию, нужно остановиться, и прислушаться к чувствам, которые она пробуждает».
Валерия Зверева исследует с объективом макромир и микромир. «Тайны ближнего космоса» для нее в любом Подмосковном лесу. Валерия Зверева расширяет видимое пространство и погружает зрителя в таинственные миры, где мхи и грибы борются, преодолевают, противостоят.
«Любой новый мир ошеломляет, захватывает, увлекает и, конечно же, вызывает желание рассказать о нем всему свету. Но рассказывать можно по-разному. Особенно, если твой мир не виден обычным взглядом. А твои модели — почти незаметны, но потрясающе красивы и сложны» — уверена Зверева.
Игорь Андреев в проекте «Лиза уехала к бабушке» показывает, что дети — такие, какие есть и какие были всегда. Они — не позируют и не наряжаются. Просто живут на улицах почти незатронутых переменами. А Игорь Андреев, опускается перед своими героями на колени, чтобы подняться до их уровня.
«Фотографируя детей, я будто пытаюсь смотреть одновременно в двух противоположных направлениях — оглядываюсь назад, вспоминая собственное безоблачное детство и в тоже самое время пытаюсь разглядеть будущее поколение, которому предстоит жить в новой России. Хочется осмыслить и передать собирательный образ провинциальной детворы», — говорит Игорь Андреев.
Надежда Найденова «Уравнение с неизвестными». Обычные места становятся необычными, а люди перевоплощаются в иных. Каждой работой Надежда Найденова снова и снова побуждает приравнивать известное к неизвестному.
«Всегда считала, что у меня технические мозги и никаких творческих начал. Но в 2008 году, когда я серьезно увлеклась фотографией, передо мной открылся удивительный и совершенно непознанный мир. А ведь в любом уголке мира найдется место, которое хочется оставить в памяти, и фотоаппарат, как раз тот инструмент, который дает возможность сохранить и визуально рассказать о необычных и совершенно потрясающих местах», -- признается Надежда Найденова.
Александр Казаков. «Время реакции». Эмоции, существующие вне времени проявляющиеся во время знаковых событий. Для камеры Александра Казакова не существует политиков, поэтов, солдат. Куда важнее искренность человеческих чувств и сила эмоций.
На вопрос: «Зачем вы это снимали?», Александр Казаков дает простой ответ: «Я снимал, потому что это происходило!». Тем интереснее наблюдать, как Александру удается провести зрителя по тонкой грани, на которой что-то серьезное и жесткое входит в контакт с чем-то искренним и человеческим. Возможно, именно этим определяется ключевой аспект восприятия его работ".
Для Александра Ов-Лебедева «Антропология желаемого» понятие объективной реальности — условно. Ему важнее открыть пространство внутреннего познания и для того, кто в кадре, и для фотографа.
Метод «отстраненного восприятия», позволяет ему достичь эффекта подобного тому, которого удавалось добиться Яну Вермееру и Рембранту. Эффекту, при котором образ как будто отделяется от прообраза и начинает существовать.
Заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Золотой глаз» Международной гильдии профессиональных фотографов Тофик Шахвердиев попытался ответить на вопрос, почему одни люди счастливы, а другие — нет. Что может сделать человека счастливым, можно ли счастливым стать и можно ли счастливым быть?
Наталья Голубева открыла образы «В скорлупе иллюзий». Она предлагает двойные послания и загадки, показывая тайны рождения неизвестного в неклассических натюрмортах. Наталья Голубева предлагает каждому самому разбить скорлупу иллюзий и увидеть реальность в необычном отображении.
«Мне нравятся двойные послания и загадки, — раскрывает Голубева свой замфсел. — Особенно, если они способны отражать смысл. Именно поэтому в моих работах часто присутствуют яйца. Ведь они лучше всего выражают двойственность взгляда — снаружи и изнутри скорлупы».
Сергей Трапезин предлагает увидеть жизнь «Вне статистики», которая не подчиняется выдуманным правилам, как их не назови: хоть «законом», хоть «статистикой». Ее не вписать в строчки или колонки, ее нельзя ни сосчитать, не пересчитать. Жизнь можно только прожить. Без оглядки на цифры, проценты и прочую мишуру.
«Я не ставлю задачу противопоставлять столицу и провинцию. Так же как и не ставлю задачу показать только негативную сторону. Моя цель — просто зафиксировать обыденную жизнь, которую день за днем проживают обычные люди, такие как все. Такие, как мы».
Организаторы Фестиваля: Арт-клуб «Галерея», Союз художников России