Третьяковская галерея представляет выставочный проект «In Memoriam. Остановленное время», посвященный теме бессмертия выдающихся личностей в сознании людей и страницах истории.
В экспозиции портреты, бюсты и посмертные маски тех, кого мы помним, — Н.В. Гоголя, М.А. Врубеля, А.М. Горького, В.В. Маяковского, Б.Л. Пастернака, В.И. Ленина, Л.Н. Толстого, В.И. Сурикова, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, В.И. Мухиной, А.В. Щусева, В.П. Чкалова, В.Н. Чекрыгина и др. Куратор выставки объясняет, что размещение посмертных масок в художественном музее вполне уместно — их делали выдающиеся скульпторы. Все это редкие экспонаты — из закрытого фонда Третьяковской галереи и Исторического музея.
Каждой исторической персоне посвящено сразу несколько объектов — картина, бюст и посмертная маска, что позволяет определить внешность человека и точность художника в передаче внешности известной персоны. Кроме этой тройного портрета есть и другие экспонаты. В «уголке» Эйзенштейна сделана нарезка из фильмов великого кинорежиссера на большом мониторе.
Наибольшая часть выставки посвящена Сталину, где представлены не только его разноплановые портреты, но и макет самого величественного здания, которое должно было стать самым значительных объектом сталинской архитектуры, символом мощи социалистической идеологии. Также представлены слепки с рук «вождя народа».
Хотя парадное место в залах отведено поэту Маяковскому, но наиболее красочным стал зал, где «встретились» месте Петр I и Александр Пушкин. Поэта представили маской и памятником, на этот раз рукотворным. А одна из трех масок царя окружена драгоценным золотым венком.
рганизаторы не забыли и самого Павла Третьякова, разместив его бюст, маску и живописный портрет.
«Мемориальные исследования» сегодня относятся к разряду самых актуальных направлений гуманитарного знания. В задачу проекта не входит всесторонний анализ проблемы памяти как социального феномена. В рамках выставки предполагается рассмотреть один из ее конкретных аспектов — о том, какой след оставили эти люди в изобразительном искусстве.
О Известно, что основатель галереи отказывался позировать и осталось только несколько работ, посвященных ему, но это признанные шедевры. На выставке можно увидеть работу Ильи Репина. На фото наверху.
Впервые Третьяковская галерея приоткрывает завесу тайны над одной из своих самых закрытых коллекций.
Посмертная маска запечатлевает жизненный итог, обозначает границу между жизнью и смертью человека, после которой в умах поколений начинает формироваться сложный комплекс памяти о личности.
Директор Центра изучения русского искусства венецианского университета Ка’Фоскари Сильвия Бурини, говоря о культурной памяти в художественном творчестве, отмечает, что «борьба за память является неотъемлемой частью интеллектуальной истории человечества, а уничтожение культуры начинается с уничтожения памяти, стирания текстов, забвения связей».
Внимание кураторов проекта обращено к судьбам столь разных людей для того, чтобы раскрыть тему «Публичная личность — художник» с неожиданных, порой сенсационных сторон. Находясь в едином пространстве, где представлен запечатленный «образ всей жизни» человека в виде посмертной маски и его портретные изображения, посетители смогут уловить тончайшую связь между глубоко интимным и общечеловеческим, что отличает всякую известную персону.
Куратор: Ирина Седова
Выставка открыта с 26 апреля по 16 июля 2023 года
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12,