Очередная выставка Третьяковской галереи снова грозит стать российской сенсацией. Ажиотажный интерес к ретроспективе Архипа Ивановича Куинджи был заметен уже в день открытия. У входа выстроились огромная очередь знатоков, чтобы увидеть уникальное собрание картин этого выдающегося пейзажиста, одного из самых ярких живописцев XIX столетия (1842−1910).
Куинджи объединил в своем творчестве опыт пейзажистов предшествующих поколений — реалистические традиции русской школы, достижения европейского и русского романтизма, барбизонцев, открытия импрессионистов — и сумел создать особый тип пейзажа, найти оригинальные художественные средства для изображения красоты и гармонии природы. Он был не только художником, но и талантливым педагогом, создавшим свою школу, успешным коммерсантом, благотворителем, завещавшим весь свой огромный капитал на развитие русского искусства.В биографии Куинджи много удивительного и интригующего. Он совершил стремительное восхождение от малограмотного юноши из бедной семьи мариупольских греков к знаменитому живописцу, появление каждой новой картины которого становилось сенсацией и вызывало бурное воодушевление публики. Куинджи обладал феноменальным зрением. Эксперименты химика Д.М. Менделеева и физика Ф.Ф. Петрушевского, привлекавших художника к участию в опытах по изучению свойств красок и особенностей светочувствительности человеческого глаза, доказывали, что зрение Куинджи во много раз превышало чувствительность других живописцев к нюансам цвета. Однако на пике славы он прекратил выставочную деятельность и почти на 30 лет ушел в художническое «затворничество». После смерти живописца выяснилось, что в этот период Куинджи не переставал писать картины, — ученики обнаружили в его мастерской значительный корпус никому не известных произведений, созданных в новаторской манере и во многом предвосхитивших открытия искусства XX века.«…Иллюзия света была его богом… Куинджи — художник света», — так характеризовал И.Е. Репин главную отличительную черту искусства мастера. Однако новаторство Куинджи связано не только с формальными сторонами живописи, но и с тем пониманием единства мира и человека, которое оказалось близко следующему поколению живописцев. Особенности художественного метода Куинджи, метафизика его пейзажей и некий «космический взгляд» на изображение сущего стали для кураторов выставки предметом специального рассмотрения.
В Москве ретроспективные выставки произведений Куинджи организовывались дважды — в 1914 и 1992 годах. На последней из них, проходившей в Третьяковской галерее, можно было увидеть лишь часть художественного наследия мастера, в первую очередь законченные произведения. Настоящий проект представляет творчество Куинджи широко и объемно: помимо известных картин экспонируются многочисленные этюды и эскизы, создавая которые, живописец много экспериментировал. Перед зрителями приоткрывается дверь в творческую лабораторию Куинджи — они получают возможность проследить путь художника от подготовительных работ к законченным картинам.Выставка включает четыре раздела: «Притяжение земли», «Тайна ночи», «В просторах вечности» и «Опережая время».
Помимо знаменитых картин «Украинская ночь» (1876, ГТГ), «Лунная ночь на Днепре» (1880, ГРМ) и ее авторских повторений, «Березовая роща» (1879, ГТГ), представлены такие полотна, как «Волга» (1898−1905) из Азербайджанского национального музея искусств и «В тумане» (1905−1908) из Национального художественного музея Республики Беларусь. Особо ценно появление в экспозиции неизвестных широкой публике полотен «Закат в степи» (1900) из Национального музея Республики Бурятия и «Христос в Гефсиманском саду» (1901) из Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.
В разделе «Притяжение земли» собраны преимущественно виды острова Валаама и среднерусской полосы, которые демонстрировались Куинджи на выставках Товарищества передвижных художественных выставок. Здесь же представлена картина «Березовая роща». Звучный колорит, световые эффекты, цветовые контрасты и другие изобразительные приемы, использованные при ее создании, стали новым словом в живописи.
Раздел «Тайна ночи» представляет наиболее известную часть наследия Куинджи — пейзажные виды при закатном, сумеречном и ночном освещении, которые принесли художнику громкую славу. Так, появление картины «Лунная ночь на Днепре», которая была показана на первой персональной выставке мастера в 1880 году, стало сенсацией. Доведенные до натуралистической иллюзии световые эффекты, ночной пейзаж, облитый фосфоресцирующим сиянием, породили множество легенд и слухов о методах создания и экспонирования этой картины. По словам историка искусства М.М. Алленова, «…это самое раннее в русском искусстве предвосхищение стилистики декоративного модерна».
Пейзажи Куинджи обычно безлюдны и не перегружены деталями, они располагают зрителей к размышлениям о природе мироздания. В разделе «В просторах вечности» мир, увиденный глазами художника, предстает в эпическом звучании. Наиболее ощутима эта черта живописи Куинджи, прозванного друзьями «глубокомысленным греком», в полотнах 1890−1900-х годов, периода так называемого затворничества.
Последний раздел выставки — «Опережая время» — демонстрирует пластические эксперименты Куинджи: стремление к обобщению форм, стилизации и декоративности, фрагментарности композиции. В некоторых произведениях художник приближается к беспредметности, «опережая время». Смелость обращения Куинджи с цветом и красочным пигментом, которая казалась его современникам дерзкой и часто оставалась необъяснимой, нашла свое продолжение в творчестве его учеников, в том числе Н.К. Рериха, А.А. Рылова, К.Ф. Богаевского, Н.П. Крымова.
Пространственно и колористически экспозиция строится так, чтобы подчеркнуть вектор движения снизу вверх — от земли к небу. Зрителю предложен маршрут осмотра выставки с подъемом по этажам Инженерного корпуса, что позволит как бы «воспарить» над землей, следуя одному из художественных приемов самого Куинджи.
Демонстрируется созданный специально к выставке мультипликационный фильм (студия «Пчела», 2018), в котором предпринята попытка помочь зрителю понять образный мир художника. Чтобы посещение выставки стало более увлекательным для детской аудитории, впервые в практике Третьяковской галереи аудиогид записали учащиеся творческой мастерской музея. В дополнение к нему подготовлен квест по выставке. Издан фундаментальный альбом-каталог.
Выставка была бы невозможна без финансовой поддержки ее генерального спонсора и постоянного партнера Третьяковской галереи компании «Транснефть», отмечающей в эти дни свой 25-летний юбилей.