Выставка «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом» организована Русским Художественным Союзом совместно с корпорацией «Синергия» и посвящена феномену русского монастыря, поиску его логоса, попытке пробиться к сердцевине важнейшего для нашей цивилизации явления. Авторы Эдуард Бояков, Михаил Розанов
Десять действующих православных монастырей на территории России предстают в строгой последовательности, отвечающей авторскому замыслу, связанному как с изобразительным рядом, так и с поиском вербальной формулы русского монастырства.
Идея реализована в единстве литературной и изобразительной концепций.
Для каждого монастыря определено сутевое понятие, отражающее уникальность его функции. 10 ключевых слов — как 10 фундаментов, на которых зиждется обитель.
Литературное исследование монастыря, в котором история, летопись, особенности архитектуры и функционирования обители складываются в целостный вербальный образ, не отделимо от изображения. Каждая обитель предстает в монохроме. Здесь нет интерьеров — только фасады. Территории безлюдны, съемка произведена в определенное время года — то, в которое монастырь наиболее явно проявляет свою суть.
Эдуард Бояков, соавтор: Русский монастырь — не только и не столько памятник или артефакт. Это духовный и антропологический рубеж между горним и бренным, между небом и землей — отсюда подзаголовок: «Русский монастырь на границе с небом». Граница здесь — ключевое слово. Монохромность отражает этот смысл. Слова, определяющие суть обители — не культурологические свойства, а антропологическая норма, к которой должен стремиться каждый — что монах, что мирянин.
Каждый монастырь предъявлен девятью изображениями: один панорамный вид, далее — отдельные части фасада, вписанные в природный ландшафт. Линии, архитектурные детали, графика стеновых конструкций рифмуются с графикой горизонта, парящими облаками, незримым, но ощутимым движением воздуха. Последовательность изображений и текстов строго выверена. Равно как не случаен маршрут выставки — это не рандомная череда монастырей, это движение от свойства к свойству. И потому малоизвестные обители тут соседствуют с «мировыми звездами» — такова композиционная идея выставки: монастыри открывают свои тайны в определенном порядке, погружая посетителя в законы русского логоса.
Михаил Розанов, соавтор:
Эдуард Бояков предложил выявить разные векторы развития монастыря — и я искал эти векторы через архитектуру и природу. Почти год мы ездили, выбирая для каждого объекта время года. Поэтому какие-то обители запечатлены зимой, какие-то летом. Но это не отражается в цвете. Цвет я не люблю — он отвлекает от главной мысли. Все снимки выполнены в монохроме. Важным принципом было — снимать монастыри без людей. Это специальная концепция. Наша задача была запечатлеть вечность.
По задумке авторов и организаторов проекта выставка должна напомнить о том, что каждый из нас должен стремиться стяжать праведность, ценить знание, находить в своей жизни место для подвига. Эти десять монастырей и слов — словно десять психологических типов, десять духовно-геополитических заповедей.
Вадим Лобов, президент корпорации «Синергия»:
Во многих странах и городах есть характерная архитектурная особенность, узнаваемый стиль. В России одна из таких специфик — это монастыри, которые еще на заре появления многих русских поселений становились центрами градостроения, цивилизации, влияли на мировоззрение людей, которые жили поблизости или селились рядом. Для нас «Стена и слово» — э то важный духовный проект и вклад в здоровый консерватизм, смысл которого заключается в бережном отношении к своим корням.
Новая Третьяковка, Западное крыло, 10, зал 1
Выставка открыта с 18 июня по 20 августа 2024 года