Виктор Васнецов погрузился в фольклорно-эпическую тему в конце 19 века вопреки моде в художественной среде и настроениям той эпохи. И после революции он не предавал создаваемый мир грез и былин. Третьяковская галерея подготовила выставку династии художников «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век», напоминая о богатырях и национальном героическом духе.
Принятый в круг передвижников, Виктор Васнецов отказался от гарантированного успеха в фарватере набирающего популярность и коммерческий успех направления. Он обратился впервые к сказочной теме в 1878 году в картине «Витязь на распутье». Хотя картина была встречена лавиной отрицательных откликов, он без колебаний выбрал свою тему и стиль. Видимо, свою роль сыграло происхождение из династии православных священников. По благословению отца Виктор Васнецов окончив Вятскую духовную семинарию уехал в Санкт-Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств, учился живописи у И. Н. Крамского. Но изображал «жизнь духа» и легенды, а не язвы современного общества.
Позже сменившие раздражение на восторг арт-критики назвали его «богатырем русской живописи». Внешне же он был похож скорее на провинциального священнослужителя. На выставке представлен его портрет работы художника Ни ая Кузнецова, участника передвижных выставок. Сейчас Виктор Васнецов считается основоположником «неорусского стиля», синтеза исторического, романтического, символического направлений и фольклора.
Критик и драматург Сергей Мамонтов написал: «Он угадал и раз навсегда облек в крови и плоть те заветные образы, которые с самых пеленок смутно рисовались в душе каждого человека с русской кровью в жилах».
Экспозиция объединяет живописные и графические работы Виктора Михайловича (1848−1926), Аполлинария Михайловича (1856−1933) и Андрея Владимировича (1924−2009). Проект приурочен к 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и к 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова.
Мастеров разных поколений, носивших одну фамилию, объединяло стремление к универсализму и синтезу искусств. Их мировоззрение формировалось на принципах гуманизма и христианской этики, интересе к литературе, философии, политике, науке и религии. Васнецовы поднимали в своем творчестве вечные темы, побуждая зрителей к постижению истиной красоты и гармонии.
Виктор Васнецов предвосхитил в своих произведениях открытия эпохи модерна и символизма. Увлечение древнерусской историей и народной культурой привело его к открытию новых жанров в отечественной живописи — сказочного и фольклорно-эпического. На выставке представлены «Богатыри» (1881−1898), «Иван-царевич на Сером Волке» (1889), «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896) — и другие выдающиеся работы мастера.
Впервые будут экспонироваться картины из «Поэмы семи сказок» «Царевна Несмеяна» (1916) и «Баба-Яга» (1917), которые обычно находятся в Доме-музее В.М. Васнецова. Русский фольклор помог художнику понять особенности национального характера. В сказках, пословицах и поговорках художник находил источник вдохновения для собственного творчества, так как именно в фольклоре, по его мнению, раскрывается русская национальная идентичность. Картины на тему русских сказок, непонятые современниками, приобретали Павел Третьяков и Савва Мамонтов.
Поиски национального характера помогли Виктору Васнецову переосмыслить отечественное религиозное искусство, создав настоящий шедевр — росписи Владимирского собора в Киеве (1885−1896). Написанные автором образы стали потрясением для современников. Более 400 живописных и графических эскизов художника в 1893 году приобрел Павел Третьяков. Некоторые из них вошли в состав выставочного проекта.
Аполлинарий, младший брат Виктора Васнецова, впервые в русском искусстве обратился к теме живописной реконструкции архитектуры и быта Древней Руси. Из его большого творческого наследия для выставки отобраны монументальные пейзажи и картины из серии «Старая Москва», воссоздающие образ средневековой столицы. Уникальность творческого метода мастера заключается в подходе, соединившем в себе науку и искусство, реальность и вымысел.
Выставка расположилась на 4 уровнях Новой Третьяковки. Верхний этаж выставочного пространства посвящен творчеству Виктора и Аполлинария Васнецовых — художников-новаторов, расширивших границы русского искусства рубежа XIX-начала XX века. Произведения Андрея Васнецова представлены на двух нижних этажах.
Экспозиция разделена на темы, нашедшие отражение в творчестве каждого из трех представителей выдающейся художественной династии Васнецовых: тема семьи, исторического прошлого и философского осмысления бытия. Подчеркивая индивидуальность художников, по-своему обогативших историю отечественного искусства, выставка демонстрирует точки сближения в творчестве Васнецовых.
Андрей, внук Виктора Васнецова, — крупный мастер монументальной и станковой живописи второй половины ХХ века, один из основоположников «сурового стиля».
В рамках партнерства со Сбером, посетители выставки смогут увидеть несколько картин Васнецовых в дополненной реальности. Нужно скачать q-код на этикетке рядом с картиной и навести камеру смартфона на картину. Изображение «оживает». Внедрение новых технологий с использованием искусственного интеллекта призвано расширить возможности восприятия искусства и взаимодействия с ним.
Состав выставки: более 200 произведений живописи и графики Собрания: Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Нижегородский государственный художественный музей, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственный исторический музей, Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Омский областной художественный музей имени М.А. Врубеля, Ярославский художественный музей, Московский музей современного искусства, Музей Москвы, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и частные собрания
Куратор выставки: Ольга Атрощенко
Дизайн экспозиции: Студия ЧАРТ, Сергей Чобан и Александра Шейнер