Выставочный проект «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова» знакомит посетителей Третьяковской галереи с новыми поступлениями произведений графики ХХ-ХХI веков. Точнее, с десятой частью. Из списка 3000 полученных фондом арт-объектов было выбрано 300, которые имеют особую художественную ценность, наиболее ярко представляют эпоху, тенденции искусства и уникальную манеру художника.Пополнение фондов отдела графики ХХ века продолжается в течение ста лет. 1920-е годы в значительной степени представлены произведениями, собранными под руководством Анатолия Бакушинского, занимавшегося проблемами графики и организовавшего соответствующий отдел. 1920-е стали временем расцвета графического искусства. В Третьяковской галерее собирали и более поздние произведения художников, заявивших о себе в этот период (Владимира Фаворского, Алексея Кравченко, Петра Митурича и других).
Выставка приобретений и даров также отражает основные тенденции развития рисунка, акварели и гравюры за период с конца 1910-х до начала 2020-х годов. Особым достижением выставки можно назвать настенный календарь художественного процесса 20 века, инфографику, растянувшуюся на несколько метров, с датами и именами самых заметных мастеров России.Фонд Галереи пополнялся постоянно. В 1929 году был принят архив после расформирования Музея живописной культуры. Второе мощное вливание авангарда пришлось на 1977-й в связи с поступлением коллекции Георгия Костаки. Несколькими годами ранее фонды увеличились за счет собрания Алексея Сидорова, отличающегося специфической интимно лирической окраской. Подарком судьбы стало для музея приобретение в 1959-м коллекции произведений Эль Лисицкого у Софьи Кюпперс-Лисицкой, вдовы художника. И сегодня активно пополняются фонды отдела графики ХХ-ХХI веков. Последняя выставка новых поступлений графики состоялась в 2003 году.
Экспозиция работ 73 художников структурирована по двадцатилетиям. Один из интереснейших разделов выставки — произведения лидеров русского авангарда: Казимира Малевича, Александра Родченко, Варвары Степановой, великих «формалистов» Владимира Фаворского, Константина Истомина, Николая Купреянова, а также их учеников и последователей — Анастасии Ахтырко, Ильи Кулешова, Павла Басманова.Значительное место в экспозиции отведено художникам, определившим лучшие качества искусства 1930-х годов: Николаю Лапшину, Владимиру Гринбергу, Татьяне Мавриной, а также работам шестидесятников и семидесятников: Виктора Попкова, Николая Андронова, Виктора Вакидина, а также представителей «другого искусства» — Владимира Немухина, Михаила Шварцмана, Юло Соостера.
В ХХI веке пространственные и пластические решения в отечественной графике активно развиваются, зачастую принимая неожиданные формы. Современный художественный процесс представлен произведениями выдающихся мастеров: Кирилла Мамонова, Александра Ливанова, Германа Черемушкина, Владимира Косынкина, Галины Ваншенкиной и других. Завершают выставку монументальные листы Олега Кудряшова — дань памяти выдающегося офортиста и рисовальщика, ушедшего в 2022 году.
Куратор выставки: Александра Струкова
На фото наверху — Варвара Бубнова. «Красная шляпа». 1968 г.