В Третьяковской галереи открылась выставка из собрания известного коллекционера И.Е. Цветкова. 14 картин и две витрины с документами заняли всего один зал. Как отметила генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, когда-то обширная коллекция Цветкова после революции была рассеяна по многочисленным музеям России. Но в главной галерее страны приняли решение отметить 175летие со дня рождения этого подвижника в искусстве.
Иван Евменьевич Цветков (на фото слева — его портрет) происходил из бедной многодетной семьи сельского священника Алатырского уезда Симбирской губернии. Рано познав нужду и лишения, не обладая никаким наследственным капиталом, он самостоятельно строил свою судьбу, получив образование сначала в Алатырском духовном училище и Симбирской гимназии, а затем в Московском университете на математическом факультете. По окончании университета Цветков поступил в Московский акционерный земельный банк, где прошел путь от бухгалтера до члена оценочной комиссии банка. С 1895 года и до конца жизни он был ее бессменным председателем.В цветковскую коллекцию входило около 2 000 произведений живописи, графики и скульптуры. Этой выставкой Государственная Третьяковская галерея продолжает серию проектов, посвященных коллекциям, которые вошли в фонды музея. С одной стороны, проект посвящен И.Е. Цветкову и его собранию, с другой — жизни его коллекции в Галерее и, таким образом, истории самой Третьяковской галереи. И.Е. Цветков увлекся собирательством на рубеже 1870−1880-х годов.
Его первой покупкой следует считать картину В.Д. Поленова «Сказитель былин Никита Богданов» (1876), которую он приобрел в 1881 году. Цветков в своем коллекционировании отдавал предпочтение живописи и графике современных ему художников-передвижников — И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова и других, а также работам русских мастеров XVIII — начала ХIХ века — В.Л. Боровиковского, А.Г. Венецианова, К.П. Брюллова, О.А. Кипренского.
Особое внимание в своем собрании коллекционер уделял бытовым жанровым сценам, пейзажам, видам старой Москвы и других городов, а также автопортретам художников. Коллекция И.Е. Цветкова насчитывала более тысячи произведений в исполнении русских мастеров, преимущественная часть которых — графика в разнообразных техниках и жанрах.
На выставке представлены работы таких мастеров портрета как В.Л. Боровиковский, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и А.Г. Венецианов; пейзажи С.В. Щедрина, М.Н. Воробьёва, А.Е. Мартынова и А.Н. Мордвинова; скульптуры С.М. Волнухина и В.А. Беклемишева, а также произведение религиозного жанра «Богоматерь с Младенцем в розах» (1848) работы Ф.А. Бруни. Экспозиция дополнена эскизами проекта здания его галереи на Пречистенской набережной.
По словам А.В. Бакушинского, хранителя, заботившегося о Цветковской галерее после смерти ее основателя, И.Е. Цветков «оказался обладателем богатейшего в Москве — а может быть, и вообще в России, — собрания рисунков русских мастеров, охватывающего развитие этого вида художественного творчества приблизительно в течение полутора веков».
В 1898—1901 годах И.Е. Цветков построил для своей коллекции двухэтажный особняк на Пречистенской набережной, неподалеку от храма Христа Спасителя и Кремля. Внешний вид фасадов и внутреннее убранство были стилизованы под древнерусский терем по рисункам и указаниям художника и друга Цветкова В.М. Васнецова. Здание сохранилось и в настоящее время, там размещается резиденция ветеранов авиаполка «Нормандия — Неман» и военного атташе Франции.Цветковская галерея была открыта как общедоступный музей с 1909 года, c момента ее передачи владельцами в дар городу Москве, по 1926 год. После ее закрытия в 1926 году, вся коллекция графики и около ста произведений живописи, а также архив собирателя поступили в Третьяковскую галерею.
К открытию выставки в Третьяковской галерее вышел каталог со статьями научных сотрудников музея и исследователей собирательской деятельности Цветкова, а также с материалы каталога коллекции, подготовленного и изданного самим И.Е. Цветковым в 1915 году.
Приложение содержит информацию с полной идентификацией и атрибуцией графики, живописи и скульптуры по перечню первого издания каталога, с указанием точных дат создания произведений, сведений об их утрате или сохранности, инвентарных номерах и местах текущего нахождения произведений в собраниях музеев России.