Специалист по цифровому искусству Мария Платонова рассказывает о русских художниках, которые работают в технике digital art.
Особенность цифрового искусства, или digital art, в том, что произведение этого искусства — объект нематериальный и не уникальный. Цифровую работу легко скопировать, а копия при этом не будет являться подделкой, такие работы оцениваются посредством криптографических токенов (NFT). Если объяснять простыми словами, NFT позволяет сделать объект, который может воспроизводиться в бесконечном количестве копий, уникальным. В эпоху технической воспроизводимости определить стоимость произведения довольно сложно, а NFT дает нам возможность получить уникальное право на предмет цифрового искусства точно так же, как в реальном мире мы защищаем свою собственность путем внесения записи в государственные реестры.
Алексей Андреев — Российский digital art художник, работающий с технологиями виртуальной и дополненной реальности. Для создания своих работ он использует компьютер и планшет, а сами его работы часто говорят о том, каким он видит недалекое будущее. Алексей родился в г. Чудово (Новгородская область) и окончил факультет архитектуры и дизайна Новгородского государственного университета. С 2018 г. в виртуальной реальности он создает трехмерные цифровые инсталляции, а также курирует работы художников по созданию инсталляций в пространстве дополненной реальности Земли в международном проекте Spheroid Universe.
Цифра привлекает Алексея свободой от влияния художественных техник. В традиционном искусстве они резко ограничивают художника — стилизация в графике, долгий процесс высыхания краски. В цифровой живописи результат виден сразу. Также в digital art отсутствует само понятие оригинала: пиксели отображаются на экране именно так, как хотел художник, и произведение выглядит абсолютно одинаково на любом экране. Традиционное же искусство давно утратило эту чистоту.
Андреев считает, что человеческий мозг — самая сложная вещь во вселенной, а наше сознание — маленькая точка в океане бессознательного, где возможно все. В своих работах он возвращается к редким сознательным моментам жизни, детским воспоминаниям и мечтам. Это единственная мотивация для творчества.
Подробнее о картинах: https://www.alexandreev.com/collections/art-of-dreaming/water-dayАндрей Богуш Русский художник, сейчас живет в Хельсинки. Здесь он окончил Сайменский институт прикладных наук и Финскую академию изящных искусств. Работы Андрея выставлялись в лондонской галерее Tate, Kunsthalle в Хельсинки, в Москве в галерее Osnova, он оформил лукбук Prada весна — лето 2015.
Андрей родился в Петербурге и занимался фотографией задолго до переезда в Финляндию, где он и увлекся цифровыми изображениями. За годы занятий фотографией у него накопилось много работ, с которыми теперь можно было экспериментировать. В результате кадры начинали выглядеть немного искусственно. Он начал разбавлять повседневные фотографии, случайные снимки или фотоизображения природы цифровыми элементами, ассиметричными линиями и разноцветными каракулями. Вытягивая снимки на экране, Богуш печатает их на промышленном виниле и встраивает в пространство в виде занавесок или ковров. Такая концепция использовалась на его выставке When Everything Is Over So We Can Discuss в Финском музее фотографии.
Источник изображения: https://andreybogush.com/vinyl.phpRecycle Group — Арт-группа, созданная в 2005 году художниками из Краснодара Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым. С 2008 года они становятся постоянными участниками международных художественных выставок. Их персональные выставки, в частности, прошли на 56-й Венецианской биеннале, в Нью-Йорке, также они стали лауреатами премии Кандинского за 2010 год.
Первая выставка художников так и называлась — Recycle. На ней были представлены работы, в которых они размышляли о месте природы и человека в постиндустриальном обществе. Для арт-объектов художники использовали продукты вторичной переработки.
В 2017 году участники Recycle Group подготовили выставку Temple of life, в основу которой было положено их представление о том, как миллениалы будут взаимодействовать с машинами в век масс-медиа и технологической революции. По мнению художников, искусственный интеллект начинает подчинять себе не только разум человека, но и его волю.
В декабре 2021 года на «Винзаводе» открылась выставка о границах реального и виртуального миров New Nature. Экспозиция как бы говорит о формировании новой природы, свидетелями которого мы сегодня являемся. Наша цивилизация развивается под влиянием искусственного интеллекта, и в новой реальности не может не возникнуть новая философия. Тогда же в российский прокат вышел фильм «Матрица. Воскрешение», в котором Лана Вачовски продолжает убеждать нас в том, что наша жизнь — это симуляция, созданная машинами.
Подробнее: https://recycleartgroup.com/exhibitions/new-nature/#/29Алиса Гулканян — Современная казанская художница, живет в Москве. Алиса работает в различных жанровых техниках, но в основном акцентируется на фотографии, цифровых коллажах и анимации. Она сотрудничала с крупными российскими брендами, такими как AliExpress Russia, «Л'Этуаль», «СберМаркет», МТС, Pandora Russia, и была одним из дизайнеров, подготовивших анимационные коллажи к выступлению Манижи на «Евровидении-2021».
Алиса говорит, что ей нравится фантазировать, будто фотография может ожить и стать сценографией к целому спектаклю. Художница часто снимает на iPhone, для коллажей она делает несколько фотографий, соединяет их и дополнительно обрабатывает в редакторе. В последнее время Алиса тесно сотрудничает с молодым татарским фэшн-брендом Your yool, дизайнеры которого, стремясь привлечь внимание к забытому национальному наследию, вдохновляются татарскими мифами и легендами. Их костюмы — это целая вселенная с заколдованными лесами и озерами, населенными волшебными существами, а ее земля усеяна бисером и украшена вышивкой. Работы Алисы, сделанные для бренда, — это целое мультимедийное повествование, от которого невозможно оторвать взгляд и частью которого хочется стать. В декабре 2021 г. Алиса посетила международный Фестиваль медиаискусств Nur в 2021 году Портрет трех девушек наверху также сделала она.
Подробнее «Фотография для новых медиа» Елена Сахарова — Российский независимый дизайнер и художественный руководитель. 6 лет подряд ее работы публикуют в издательствах Гонконга и Гуанчжоу. Она была членом жюри сразу нескольких дизайнерских фестивалей: Awwwards, G8 и The Young Ones, а также приглашенным преподавателем в British Higher School of Art&Design («Британка»). В 2019 году вместе с Karl Andersson работала над стилизацией 60 портретов театральной труппы главного Стокгольмского театра Kulturhuset Stadsteatern. А в 2020 году стала соавтором обложки для альбома Woosh! группы Deep Purple.
Елена много работала с техникой коллажа. В ее работах в одном пространстве могут сосуществовать китайские ритуальные деньги и вырезки из европейского VOGUE — так она выражает внутренний личный хаос. Все детали, собранные в коллаж, если вырвать их из контекста, существуют в нашей повседневной жизни и являются частью огромного хаоса, который и есть сама жизнь, хотя с математической точки зрения он выглядит упорядоченным и представляет собой систему, некий граф связей. В жизни человек часто стремится к системности: ведет дневник, ежедневник, ставит цели, думает о будущем, упорядочивает информацию, социальные связи, вкусы и интересы. Все мы стремимся к сознательной жизни. Однако хаос можно осознать лишь коллективно: чем больше фрагментов системы мы собираем и объединяем, тем лучшее представление о мире и собственной жизни можем получить.
Не так давно Елена начала заниматься NFT, и здесь она сохраняет приверженность технике коллажа. При работе с типографикой в коллажах стало очевидно, что текст приобретает новую форму, является визуальным, а не смысловым языком, поэтому в своих экспериментах Елена пошла дальше и попробовала воссоздать коллаж в объёме с помощью полимерной глины и все тех же обрывков газет и журналов.
Далее заложенные в работах мысли были перенесены в цифру. Этот путь начался с нескольких художественных экспериментов с фотографиями из поездок и текстами с титульных листов книг, которые Елена читала в этих путешествиях. Так появилась работы, посвященные Стокгольму, Каиру, Москве, Тбилиси и Лиссабону. Это все та же рефлексия, попытка осознать полученный опыт и впечатления от поездки, осмысленно пережить их, упорядочить.
Подробнее https://rarible.com/eessoo/sale?fbclid=IwAR0FxyUjftJuTX1GqwfBqOtqL1PaIHcM5NlmDr9yLOlDT8NhAG1Ps_Fr7f4