AXIART.INFO / Есть ответ на вопрос посетителей выставок в галереях: «Они над нами издеваются или сумасшедшие?» Разобраться в современном искусстве не просто. Но для тех, кто готов это сделать, ведущий британский арт-критик, ведущий колонки об искусстве Уилл Гомперц (Will Gompertz) подготовил подробное, многостраничное объяснение под названием «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси». Эту книгу в России запустило издательство «Синдбад».
Почему банки томатного супа и писсуар вдруг стали считаться произведениями искусства, Уилл Гомперц рассказывает легко, но без упрощения. При этом критик не становится на роль адвоката художников или тех, кого таковыми провозгласили арт-дилеры. Он стоит исключительно на позициях защиты Настоящего Искусства. Для Уилла Гомперца важно, чтобы вместе с отрицанием пошлости вы не «выплеснули младенца с грязной водой из корыта», открещиваясь от неудачных экспериментов творцов, не прошли мимо настоящего шедевра. При это его книгу также можно назвать шедевром.
Уилл Гомперц перерыл огромное количество исторических источников и посетил величайшие музеи мира. Его книга — энциклопедия фактов, касающихся ключевых событий в искусстве за полтора века. Но это не сборник историй с картинками, а настоящий учебник для воспитания вкуса. Он не ставит задачу поставить «пятерки» или «двойки» разным объектам их галерей. Для него важно, чтобы вы сами начали разбираться и понимать тонкие аспекты. Чтобы в следующий развитие увидев необычный образ на выставке, вы не рылись в поисковике — а то скажет по этому поводу мэтр? (хотя, как ведущий блога, он приветствует всех, что заходит к нему на страницу www.bbc.com/news/correspondents/willgompertz. Он рассказывает, почему люди вдруг перестали рисовать, подражая натуре, и как развивались эстетические представления аудитории.
Его книга как краткий курс — это знакомство с мировым художественным процессом и набором «культурных кодов-подсказок, позволяющих самостоятельно ориентироваться в современном художественном пространстве и разбираться, где „пустышка“, а где шедевр» (как представляет его книгу издательство). Читатель не будет прежним зевакой на вернисажах после прочтения его книги, которая стоит десятка томов по искусству.
Он предлагает разобраться в самой сути, почему люди ходят по выставкам и почему богачи покупают старые картины за миллионы:
«Я думаю, что, когда речь заходит о признании современного искусства, отправной точкой должно стать не суждение о том, хорошо оно или нет, а понимание его эволюции от классических работ Леонардо до сегодняшних заформалиненных акул и неубранных постелей. Как и в случае с большинством кажущихся на первый взгляд непостижимыми объектов, искусство чем-то напоминает игру — стоит освоить основные правила, и поначалу непонятное сразу приобретает некий смысл. И, если принять концептуализм за такое правило для современного искусства — которое никто не может ни понять, ни кратко объяснить за чашечкой кофе, — то все становится на удивление просто.
Все, что нужно для постижения основ, вы найдете в предлагаемой истории последних 150 лет, когда искусство меняло мир, а мир трансформировал искусство. Все художественные течения, все «измы» сложно переплетены друг с другом, они нерасторжимы, как звенья одной цепи. Но у каждого направления есть собственный канон, свой подход, свой творческий метод, возникший как соединение самых разных художественных социальных, политических и технологических воздействий".