AXIART.INFO / Самая масштабная выставка скульптуры последних лет открылась в Третьяковской галерее — коллективный проект «Пятое измерение». В списке участников как признанные мэтры Александр Рукавишников, Зураб Церетели, Александр Цигаль, так и имена мастеров? менее известных широкой публике, а также талантливая молодежь. В этом году зрители уже познакомились с камерной экспозицией «Мужики и бабы». Теперь на двух этажах можно увидеть экспонаты, которые представляют обобщающий взгляд на многообразие стилей и направлений нескольких поколений российских мастеров пластики с 1992 года
Экспонируемые работы 124 произведения: 83 скульптуры, 40 рельефов и графических работ и одна видеоинсталляция. Впервые за последние десятилетия Третьяковская галерея открывает такую масштабную выставку современной скульптуры совместно с Объединением московских скульпторов.
Точка отсчета — 1992 год — была определена не случайно. Это дата основания Объединения. Как отмечают этот период эксперты галереи, 90-е годы явились переломным периодом для искусства скульптуры: исчезла система госзаказа, обеспечивавшая мастеров средствами на покупку материалов и инструментов.
Для художников, занимавшихся скульптурой — трудоемким видом искусства, требующим значительных денежных затрат, наступили трудные времена. Тем не менее, они продолжали работать, и период 1990-х стал, как и всякое переломное время, мощным творческим импульсом, возможностью осмысления пройденного и одновременно посылом к новым поискам. В экспозиции представлены работы, находящиеся на грани скульптуры и «не скульптуры», когда видовые границы размываются.
В названии выставки «Пять измерений» образно отражено стремление современной скульптуры расширять свои привычные границы, в частности, смело осваивать пространство в виде парящих в воздухе объектов.
Предельный отход мастеров от главных маркеров ваяния — фигуративности, объемности, образной определенности — заставляет задуматься о совершенно иных принципах восприятия пластики в XXI веке. Выставка дает возможность заглянуть в творческую лабораторию художника и отражает разнообразие исканий современных скульпторов: фигуративные и абстрактные решения, любование натурой и холодную конструктивность предметного мира, игру цвета, формы, материала.
Экспозиция строится по принципу контрастов и сопоставлений, чтобы побудить зрителя к собственным размышлениям.
Самая классическая, с точки зрения куратора, скульптура установлена напротив самой необычной (В.А. Епихин «Девочка в наушниках» 2014) Одной из центральных работ выставки станет произведение «Пушкин на Кавказе» (2016) Владимира Соскиева, выполненное в сложной смешанной технике. Композицию формируют многочисленные разноразмерные детали из дерева и войлока, напоминает мозаику, поглощающую свет матовыми гранями.
Участников проекта можно условно разделить на несколько поколений: рожденные в 1930—1940-х, 1950−1960-х, 1970 — начале 1980-х, и конце 1980-х-1990-е. Старшее из них — авторы, чье искусство представляет собой радикальный эксперимент в пластике: Валентина Апухтина, Людмила Богуславская, Андрей Красулин, Андрей Диллендорф, Николай Силис. Расцвет их творчества пришелся на 1970-е, когда художники начали открывать для себя западное искусство. Работа из серии «Самородки» Андрея Красулина была вдохновлена образом смятой бумаги, лежащей в картонной коробке. Скульптор, заметивший в нерукотворном предмете красивую форму и удивительную пластику, бережно сохранил ее нетронутой вплоть до отливки в материале. Особым образом тонированная и установленная, форма приобрела ценность произведения искусства.
К следующему поколению принадлежат признанные скульпторы с мировым именем, крупнейшие мастера-монументалисты, которым свойствен точный пластический язык. Это узнаваемые авторы с собственным художественным стилем. Среди них много тех, кто сейчас преподает в лучших творческих вузах — Александр Рукавишников, Сергей Мильченко, Дмитрий Тугаринов. Сергей Мильченко представляет на выставке произведение «Ангел-хранитель» (2014), где металл используется в сочетании с деревом в качестве мощного средства создания образа. Александр Рукавишников выполнил графические работы специально для выставки, а бронзовая скульптура «Девочка с прыгалками» будет экспонироваться впервые.
Анатолий Комелин, принадлежащий этой же плеяде, никогда не стремился к публичности, но всегда был интересен скульптурному сообществу из-за максимальной степени экспериментальности своего творчества. Виктор Корнеев, искусно работающий с пластикой человеческого тела, приверженец привычных скульптурных материалов, неожиданно облачил свою «Обнаженную» (2017) в пластик, к тому же выкрашенный в пронзительно-фиолетовый цвет.
Скульпторы, рожденные в 1970—1980-х годах, уже сформировались как авторы, нашедшие свой художественный метод и стремящиеся к лаконичности и знаковости. Это поколение занято поисками метафорического языка, выражающего обобщенные идеи, отвлеченные понятия.
Александр Ворохоб и Илья Гуреев работают с одним из основных объектов для скульптуры — человеческим телом. В произведении «Жилмассив» Александр Ворохоб ищет темы и знаки, присущие повседневной жизни, и пытается говорить об окружающей среде и ее унифицированности скульптурным языком. Андрей Молчановский работает с оптическим стеклом. Предельная степень отхода от традиционного воплощения портретного жанра отражена в его «Парадном портрете госпожи Гибель» (2016), созданного из блоков стекла, которые имитируют подобие женского бюста.
Выставка интересна уникальной возможностью увидеть впервые работы из частных мастерских авторов и запасников Третьяковской галереи.
Если гигантскую скульптуру повозки волов с возницей и поэтом Пушкиным невозможно не заметить, то выполненные из пластика в технике ручной 3D-печати «Объекты космической параллели» представляют собой полупрозрачные фантазийные объемы, парящие над головами зрителей. Их увидит только пытливый глаз бывалого посетителя.
Молодое поколение, недавние выпускники творческих вузов, сейчас переживает период активного эксперимента и стремится к образной и пластической концентрации, а также к лаконичности средств выражения. Это такие авторы как Алексей Дмитриев, Александр Агбунов, Василиса Липатова, Михаил Плохоцкий.
Серия М. Плохоцкого «Цветы уходящей эпохи» представляет собой авторское переосмысление металлоконструкций, оставшихся от снесенных московских киосков. Это своего рода recycle, переработка и возрождение утилизированного сырья в новый, уже художественный образ. Размышление М. Плохоцкого о ныне существующей цивилизации находит продолжение в работах Василисы Липатовой о цивилизации будущего.
Участники выставки: Александр Агбунов, Мария Александрова, Кирилл Александров, Сергей Антонов, Валентина Апухтина, Леонид Баранов, Михаил Белянин, Людмила Богуславская, Владимир Буйначев, Дмитрий Воронин, Александр Ворохоб, Илья Гуреев, Владимир Давыдов, Михаил Дронов, Андрей Диллендорф, Алексей Дмитриев, Валерий Епихин, Владимир Заботкин, Екатерина Казанская, Иван Казанский, Ольга Карелиц, Олег Ковригин, Анатолий Комелин, Виктор Корнеев, Геннадий Красношлыков, Андрей Красулин, Василиса Липатова, Лев Матюшин, Анатолий Машаров, Сергей Мильченко, Лев Михайлов, Андрей Молчановский, Елена Мунц, Михаил Неймарк, Михаил Плохоцкий, Александр Рукавишников, Александр Свиязов, Николай Силис, Александр Смирнов-Панфилов, Владимир Соскиев, Елена Суровцева, Дмитрий Тугаринов, Георгий Франгулян, Ольга Хан, Билар Царикаев, Зураб Церетели, Александр Цигаль, Борис Чёрствый, Игорь Шелковский, Галина Шилина.
Выставка открыта с 23 августа по 8 октября 2017 Крымский Вал, 10. Залы 80−82
Кураторы И.Н. Седова (Третьяковская галерея), Б.А. Чёрствый (Объединение московских скульпторов)
На фото наверху: в коллаже использована работа А.А. Ворохоб «Жилмассив» 2014