Мастера советской пластики

1
13695

AXIART.INFO / В постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу открывается камерная выставка, которая знакомит зрителей с редко экспонируемыми произведениями из коллекции скульптуры ХХ века. Проект «Мужики и бабы», посвященный образам крестьян в скульптуре 1920−1950-х годов, представляет работы лучших — Е.Ф. Белашовой, В.Н. Домогацкого, Б.Д. Королева, В.И. Мухиной, Б.Ю. Сандомирской, С.М. Чуракова, И.Д. Шадра.

Выставка дает возможность понять, каким предстает крестьянин в пластике ХХ века. До сих пор эта тема не была предметом специального рассмотрения, хотя ещё в начале прошлого столетия Россия оставалась аграрной страной, а художники со времен передвижников проявляли постоянный интерес к крестьянской теме. Экспозиция включает портреты, характерные типажи, сцены работы в поле, изображения отдыхающих крестьянок.

Многие из представленных произведений уже в годы создания стали заметным явлением выставочной жизни, активно обсуждались критиками, а теперь составляют фонд шедевров советского искусства. «Крестьянка» В.И. Мухиной, созданная по государственному заказу к выставке «10 лет Октября», была отправлена на Венецианскую биеннале 1928 года и имела там невероятный успех. На выставках Общества русских скульпторов, объединения, собравшего лучших мастеров эпохи рубежа 1920−1930-х годов, экспонировались «Молодайка» М.Д. Рындзюнской, «Рязанский мужик» и «Рязанская баба» Б.Ю. Сандомирской.

GTG-MB-1

В экспозиции можно выделить несколько тематических пластов. Ряд образов ассоциируется с представлением о крестьянстве как носителе народной мудрости, как хранителе опыта, накопленного предшествующими поколениями. Вместе с тем иногда в них читаются черты консерватизма и патриархальности, отличающие крестьянина как особый социальный тип, ритм жизни которого подчинен природному циклу.

Другие скульптуры имеют портретный характер, но при этом образы несут в себе некие архетипические черты, отражающие особенности мироощущения русского крестьянина, — это «Федот Нечесаный. Крестьянин из Ясной поляны» Б.Д. Королева, «Старик» Е.Ф. Белашовой.

Еще один тематический блок связан с показом труда на земле. «Сеятель» И.Д. Шадра, разбрасывающий семена из короба, воплощает сложившуюся в веках традицию. Напротив, «Комбайнерка» А.В. Бабичева отражает произошедшие в жизни деревни изменения.

GTG-MB-0«Бабушка деревенская» С.М.Чуракова — образ, благодаря которому послевоенным поколениям становится понятна судьба деревни в годы войны. Жизнеутверждающие образы, включающие темы крестьянского отдыха, веселья и танца, представлены произведениями, относящимися к более благополучному периоду послевоенных лет («Русский танец» З.В. Баженовой, «Шурка» Е.Ф. Белашовой, «Колхозница Дуняша» Б.Ю. Сандомирской).

Выставка предоставляет возможность сопоставить работы разных мастеров на одну тему — жизнь крестьянства 1920−1950-х годов, когда знаковые и менее известные произведения, поддерживая друг друга, усиливают и оттеняют звучание образов, в которых есть и монументальная торжественность, и трагизм, и лирика.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here