Исторические экспонаты и произведения искусства «в одном флаконе» этой выставки позволят погрузится в творческую атмосферу начала прошлого века, когда создавались новые форматы изобразительного искусства и объединения художников.
«Однако злая судьба всех как-то развеяла по миру и каждый из нас должен коротать остаток своих дней на разных концах света!», — писал Бенуа в 1929 году А. Остроумовой-Лебедевой. Третьяковская галарея снова собрала всех вместе.На выставке «Александр Бенуа и его „Мир искусства“» представлены эскизы к театральным декорациям, наброски, портреты, книжные и журнальные иллюстраций, книги, открытки, подготовленные А. Бенуа, К. Сомовым, Е. Лансере, М. Добужинским, А. Остроумовой-Лебедевой. Они демонстрируют, что в мире книги, как в миниатюре, отразился весь комплекс тем и образов станковых работ мирискуссников. Также показано, как менялся художественный почерке династии Лансере-Бенуа-Серебряковой.
Как тесен «мир искуссников». В экспозиции представлен набросок Бакста для балетного костюма Иды Рубенштейн, с которой переписывался Бенуа. Эти письма, отнюдь не интимные, представляют интерес для искусствоведов. Вот что художник писал диве:
«Простите, бога ради, эти несколько педантичные рассуждения… Что касается вопроса костюмов, все заставляет думать, что происходящие в романе события относятся к концу 1860-х гг. Дамская одежда того времени не принадлежит к самому красивому, чем богата история моды, — но женщина со вкусом (а они существовали во все времена — это аксиома) наверное умела тогда, как и теперь, внести поправки в то, что было смешного и некрасивого в велениях моды… Следовательно, достаточно поставить себя на место такой женщины со вкусом (какой несомненно была Настасья) и постараться выбрать самое изящное и для Вас подходящее из того, что носили в те годы. Картины Стивенса, Хейльбута, Каролюса-Дюрана показывают нам, что это дело не безнадежное и что вполне возможно поладить с божествами, покровительствовавшими женской грации в ту эпоху».
В прошлом году исполнилось 150 лет со дня рождения Бенуа, но пандемия с карантином спутали планы, позволив открыть выставку только в 2021 году. Но есть некое созвучие между этим событием и испытанием для истинных любителей искусства, отлученных от музеев на много месяцев. Экспозиция в Третьяковской галерее показывает, как художники, жившие в более трудное время социальных потрясений, не теряли вдохновения.
Выставка входит в цикл сменных экспозиций «Художник и время» и продолжает знакомить зрителей с вехами в развитии русского рисунка XVIII — начала ХХ века на материале графической коллекции Третьяковской галереи. Понятие «Мир искусства» включает целый комплекс явлений — журнал, выставки и художников, которые объединились вокруг издания журнала и составили его редакцию.
Коллектив единомышленников образовался на основе петербургского кружка, по инициативе А. Бенуа, для совместного изучения искусства. В него входили молодые художники, литераторы, музыканты. К первоначальному ядру «Мира искусства» — А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, Д. Философов, В. Нувель, А. Нурок — позже примкнули М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, Е. Кругликова.
Александр Бенуа писал: «Я считаю, что под „Миром искусства“ следует подразумевать не то или другое или третье в отдельности, а все это вместе или вернее некий коллектив, который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами, старался разными средствами воздействовать на общество, пробудить в нем желаемое отношение к искусству, понимая это в самом широком смысле…»
Название «Мир искусства» выражало общий смысл и эстетическую программу движения — ценность «всех эпох истории искусств». В круг любимых тем и образов мирискуссников входили «путешествия» во времени и пространстве европейского искусства, далекие эпохи, которые, благодаря стилизации форм и обращению к историческим техникам, звучали «эхом прошедшего времени» в их произведениях.
Одной из важнейших тем был Петербург, эстетическая уникальность этого города и специфика его архитектурного ансамбля. Способность художников к перевоплощению, элементы несерьезности и игры в стили и эпохи с наибольшей полнотой были реализованы в создании театральных спектаклей. Призрачный мир театра стал реальной площадкой, в границах которой воплотилась утопическая программа «Мира искусства» о переустройстве мира по законам искусства и красоты.
Мирискуссники пересмотрели отношение к некоторым видам художественного творчества, которые в то время считались прикладными и не достойными внимания. Именно художникам объединения принадлежит честь возрождения графики как особого вида искусства, а их деятельность в области печатной графики можно назвать подлинной революцией.