Богатый славой. Вопреки

0
1416

Когда на Волхонке закрылся музей Рериха, любители теории заговоров говорили о том, что имя художника пытаются предать забвению. Заказчиком объявляли РПЦ, националистов и силовиков. Потом говорили, что картины закрытого музея были разобраны в коллекции влиятельных людей, и публика их больше не увидит. Однако в Новой Третьяковке открывается выставка, где представлены более 150 работ мастера.

Богатый славой. Вопреки Долгая жизнь Николая Рериха не была поделена на две части — в России и Индии. Это был всегда Гражданином Мира. Его фамилия в переводе с скандинавского языка означает — «богатый славой». Отец Николая Константиновича принадлежал к древнему шведскому роду, проживавшему на территории современной Латвии. Сейчас имя Рериха носят пик и перевал на Алтае, ледник и перевал на Тянь-Шане, а также в честь их семьи названа малая планета-астероид.

«Искусство имеет много ветвей, но корень един… Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сначала бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит», — писал Николай Рерих.

Богатый славой. Вопреки
Город строят. 1902.
Рерих занимался археологическими раскопками в родовом имении, делал зарисовки древних курганов, записывал народные легенды. В экспозиции видны не только изменения в мировоззрении художника, но и методе его работы. От сложных мозаичных работ русского периода он перешел к ясным пространствах чистых красок, что стало его отличительной чертой.

Рерих учился одновременно в императорской Академии художеств и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Он мог там встретиться с Владимиром Лениным и войти в кружок революционных студентов, но повернул в другую сторону. На него большее впечатление произвели встречи с Львом Толстым и Иоанном Кронштадтским.

Богатый славой. Вопреки
Канченджунга. 1936.
После революции 1917 года Рерих жил в эмиграции в Финляндии, Лондоне, Америке, а с 1935 года — в Индии. Он посетил Гималаи, Тибет, Алтай, Монголию, Маньчжурию, Китай и оставил ценные этнографические заметки.

На Западе его принимали с большим почетом, что позволило открыть десятки образовательных и культурных учреждений в разных странах мира. Его сопровождала жена-соратница — Елена Ивановна Шапошникова, дочь петербургского архитектора, и двоюродная правнучка русского полководца Михаила Кутузова.

Рерих создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха. Его эскизы к театральных постановкам стали образцом для многих декораторов.

Богатый славой. Вопреки
Заморские гости. 1901.
Экспозицию составили как знаменитые произведения автора —"Гонец. «Восста род на род»" (1897) и «Заморские гости» (1901, обе — Государственная Третьяковская галерея), — так и малоизвестные работы. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из «Дворцаец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской ной художественной галереи.
Богатый славой. Вопреки
Святой Сергий. 1932.
В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» (1910, Русский музей), исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф.Г. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С.П. Дягилевым в 1909 году в Париже.

Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает «Гонец. „Восста род на род“» — первая картина художника, приобретенная П.М. Третьяковым.

Богатый славой. Вопреки
Фото экспозиции ГТГ
В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. Серия этюдов древнерусских городов показана в разделе «Памятники русской старины», где также экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей.

В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» (1916, Государственная Третьяковская галерея). А в разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба.

Богатый славой. Вопреки
Ашрам. 1931.
Одно из центральных мест здесь занимает серия «Майтрейя» (1925), написанная Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции. Разделы «Путь индийский», «Гималаи», «Криптограммы Востока» представлены картинами странствий «Великая стена» (1935), «Твердыни Тибета» (1931−1932, обе — Государственный музей искусства народов Востока), «Меч Гэссэр-хана» (начало 1930-х), «Тень Учителя. Тибет» (1932, обе — Третьяковская галерея), «Кришна» (1946, Государственный Русский музей) и серией гималайских этюдов.

Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Здесь представлены эскизы к знаменитым постановкам «Князь Игорь», «Снегурочка», «Пер Гюнт» и «Весна священная». В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски» — созданный по эскизам Рериха «Половецкий стан».

Богатый славой. Вопреки
Николай Рерих. Сапоги половецкой девушки.
«Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». 1909.
Для работы с масштабным полотном (10×23 метра) отдел реставрации масляной живописи XVIII — начала XX века под руководством А.И. Голубейко сконструировал и изготовил уникальную валовую конструкцию, позволяющую реставрировать это крупноформатное произведение в вертикальном положении. Проведение первого этапа реставрации было осуществлено при финансовой поддержке Банка ВТБ и БФ «Транссоюз». Этот раритет — часть блистательных выступлений «Русских балетов» С.П. Дягилева, а затем и «Русского балета колонеля де Базиля», наследовавшего традиции, репертуар, исполнительский состав и декорационную базу дягилевских сезонов.
В экспозиции также представлены книги, ценные мемориальные объекты и архивные документы.

Экспонаты представили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Пермская государственная художественная галерея, Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Смоленский государственный музей-заповедник, Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина, Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный исторический музей, Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Национальная галерея Армении и Российский государственный исторический архив.

Куратор выставки: Владимир Никишин

Дизайн экспозиции: архитекторы Асс

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here