Уехать, чтобы вернуться

0
1172

Про Алексея Петровича Боголюбова (1824−1896) еще недавно знали только умудренные знатоки русского искусства. Айвазовского мог охотно купить нувориш, Боголюбова — опытный коллекционер. И теперь широкое признание заслуженно находит мастера. Не в последнюю очередь — благодаря Третьяковской галерее, открывшей неожиданные стороны мастера.

Уехать, чтобы вернуться200-летний юбилей Боголюбова будет только в следующем году, но музей заранее подготовил выставку. К сожалению, она не настолько масштабная, как прошедшая экспозиция Айвазовского. Это частично объясняется заграничной жизнью художника, а частично тем, что писал Боголюбов медленно и его наследие не настолько велико. Но Третьяковская галерея представила художника со всех сторон его многогранной личности.

О Боголюбове можно узнать удивительные факты:
Боголюбов — внук писателя Александра Радищева,. Боголюбов родился в Нижнем Новгороде, но в возрасте трех лет был перевезен в другую губернию. Он завещал создать музей в Саратове, откуда был родом его великий предок, который был в забвении и опале у империи со времен Екатерины II. Таким образом Алексей Петрович хотел восстановить справедливость.

Уехать, чтобы вернутьсяХудожник рисовал с детства, но мать, лишившись мужа-кормильца, отдала сына в кадетский корпус. В 1849 году Боголюбов плыл на Мадейру в составе команды на корабле «Камчатка» с влиятельным пассажиром, герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Увидев рисунки русского офицера, аристократ-коллекционер посоветовал посвятить себя искусству.

Боголюбов не ограничивал себя «мариной», тонко передавая красочный колорит городского пейзажа. По его картинам можно точно представлять историческое расположение строений. И не только.

Уехать, чтобы вернутьсяБоголюбов признавал себя номером вторым после Айвазовского. Но моряки считали «своим» именно Боголюбова за более точную передачу тематики, образа моря и кораблей. Боголюбов был на военной службе даже во время обучения в художественной академии и покинул флот только после получения диплома. Впрочем, флот не отпустил его насовсем. Долгое время его призывали на работу в качестве художника Главного морского штаба. Боголюбовские картины морских сражений, по признанию их участников, документально передают ход событий.

Уехать, чтобы вернутьсяБоголюбов входил в Товарищество передвижных художественных выставок, хотя избегал главной тематики этого объединения — писать картины на острые социальные темы.

На выставке его его рисунки из альбома видов побережья Финского залива, сделанные по заказу Гидрографического департамента из собрания Российского государственного архива военно-морского флота.

Когда Боголюбов жил заграницей, то попал под очарование импрессионистов. Раздраженный его гладким академическим стилем, художник Камиль Коро решил взять над ним шефство, научив рваному стилю резких мазков
Путешествуя по Швейцарии, Италии, Франции, Германии, Боголюбов раньше русской публики познакомился с новейшими течениями в пейзажной живописи, прежде всего с дюссельдорфской школой и пейзажистами-барбизонцами. И даже частично попробовал перенять их художественный язык.

Уехать, чтобы вернутьсяБоголюбов женился по любви на юной прекрасной сироте Надежде Нечаевой, с которой познакомился в… Париже. Брак был счастливым, девушку приняли и в семье, и в кругу друзей. Но в 26 лет она скончалась от чахотки в Ницце. Позже Боголюбов встретил баронессу Элиз Шивр, которая стала его гражданской женой. Парижанка, она приняла российское гражданство и православие, завещала Радищевскому музею свое значительное состояние. Ее портрет в стиле Моне представлен на выставке.

Уехать, чтобы вернутьсяКак и Айвазовский, Боголюбов значительную часть гонораров тратил на благотворительность, но писал, по признанию друзей, намного медленней и зарабатывал меньше. Однако его наследие насчитывает около 3000 картин, акварелей и рисунков.

Рядом с учебными и пенсионерскими произведениями Боголюбова представлены работы Александра Калама, Андреаса Ахенбаха, Камиля Коро, Франсуа Добиньи, Теодора Руссо и других авторов из собраний Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа.

Уехать, чтобы вернуться
Куратор: Светлана Усачева
В особый раздел выставки вошли многочисленные пейзажные этюды Боголюбова. Виды парижских окрестностей и побережья Нормандии, берега Волги, Венеция и Константинополь — камерные по характеру работы представляют Боголюбова в роли проводника новой пейзажной манеры в отечественной художественной среде. На выставке собраны лучшие этюды мастера разных лет из собраний Русского музея и Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, переданные туда самим Боголюбовым, а также работы из других музеев и частных коллекций.

Собрания: 16 музейных, архивных и частных собраний, в том числе Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Центральный военно-морской музей, Российский государственный архив военно-морского флота, Государственный архив Российской Федерации, Музей Москвы, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, художественные музеи Нижнего Новгорода, Тулы, Череповца, Ульяновска.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here