К Кащею в гости. На Крымский вал

0
1796

Полный комплект от утки до яйца и иглы, в которой смерть Кащеева, гуси-лебеди, помело, костюмы и конечно картины русских художников-сказочников — все это встретит в «волшебном лесу» нового проекта «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» западном крыле Третьяковской галереи.

Впервые в залах музея — подобный эксперименттвом, — создано особое пространство, где происходит диалог между классическими и современными произведениями, а также интерактивными объектами, воплощенными молодыми театральными сценографами. Это своеобразная выставка-путешествие между мирами классического и актуального искусства, различными медиа, где главным действующим лицом становится зритель.

Впервые музей использует жанр иммерсивной выставки, который позволяет посетителю, находясь в пространстве тотальной инсталляции, испытать полное погружение в фантастический мир русского фольклора, архетипов образного мышления — мир, построенный и срежиссированный современными пластическими и техническими средствами. В своем творчестве художники часто обращаются к героям русской сказки, эпоса и мифологического рассказа.

Как обьясняют организаторы выставки, в нашем представлении Садко, Кощей Бессмертный, Иван-царевич, леший и русалка — персонажи вымышленные, сказочные. Мы воспринимаем их через произведения искусства, книги, кино. Выставка предлагает посетителям несколько уровней восприятия русской сказки. Первый путь — через изобразительное искусство: от работ Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Василия Поленова, Михаила Врубеля, видеофрагментов спектакля Роберта Уилсона «Сказки Пушкина», поставленного в Театре Наций, произведений современных художников — к самым узнаваемым образам из оветского кинематографа и мультипликации. Второй — через путешествие по мирам русского фольклора: сказки, былины и былички. И третий — через природные стихии: пространства подземелья, леса и воды, в которых и происходят основные события знакомых с детства сюжетов.

Проект приглашает зрителей получить богатый эмоциональный опыт, который заложен в простоте, искренности и доступности русской сказки. Каждый посетитель может создать собственную историю, опираясь на широкий образный и художественный материал. Выставка обращается к сказке не только на сюжетном, но и на предметном уровне. Сказка становится объектом экспозиции — звучащим и осязаемым.
Своеобразие проекта, его иммерсивность дают возможность посетителю физически, тактильно исследовать фантастический мир. Выставка-променад не дает четко заданного маршрута: зритель поставлен в условия свободного выбора, ему необходимо самому собрать свою сказку, выбрать свой путь.
Ребенок или взрослый может пройти ее разными маршрутами — от волшебного, рассчитанного в основном на детей, до художественного, обращенного как к искушенному зрителю, так и широкой аудитории.

Экспозиция «Русской сказки» строится в рамках трех разделов, трех царств — Подземельного, Лесного и Подводного.

Такое композиционное решение пространства позволяет отразить разное прочтение сказки художниками в разные эпохи, продемонстрировать произведения, которые в то или иное время формировали представление об образе русской сказки. Навигация выставки построена так, что после каждого царства зритель снова и снова оказывается в зале у камня на распутье и может пройти выставку новым путем.
Впервые на временной выставке встречаются 3 важнейшие картины Виктора Васнецова: «Три царевны подземного царства» (1879−1881) и «Иван-царевич на Сером Волке» (1889) из постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, а также «Царевна-лягушка» (1918) из постоянной экспозиции Дома-музея В.М. Васнецова.

В экспозиции зачастую парадоксально соединено несоединимое — реконструкция классических интерьеров Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и радикально трансформированные пространства Западного крыла, документация перформанса Ольги Кройтор и мультипликационные фильмы 1950-х годов, иллюстрации Ивана Билибина и скульптура Александра Бурганова. Полотна Виктора
Васнецова и видеопроекция работы Ильи Репина соседствуют с произведениями Олега Кулика (фото «Альсы» наверху), Дмитрия Гутова и Константина Звездочётова. На выставке демонстрируются фрагменты фильма Рустама Хамдамова «Мешок без дня», звучат записи сказок, сделанные в этнографических экспедициях. Совместное бытование столь разных произведений рождает новые интерпретации как одних, так и других и дает возможность зрителю размышлять о многочисленных подтекстах сказочных сюжетов.

Проект рассчитан на семейную аудиторию. Задачи проекта — привлечь внимание детей и подростков к русским сказкам и былинам, которые, являясь частью культурного кода, влияют на формирование личности. Выставка будет интересна и взрослым, в каждом из которых живет ребенок, поможет раскрепоститься, познать себя, испытать неожиданные эмоции и лучше понять своих детей. Она подарит ценный художественный опыт нового взгляда на хрестоматийно известные произведения
искусства и принесет радость от возвращения в детство.

К выставке подготовлена обширная образовательная программа, включающая творческие мастерские, показы кино- и мультфильмов, чтения сказок и многое другое.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here