Сериалы вдохновили художника

0
2572

AXIART.INFO/ Художник Сергей Калинин вдохновился образами популярных телесериалов. Галерея «Триумф» 16 марта открывает выставку его работ под названием «Ланнистеры всегда платят свои долги». Это цитата из сериала «Игра престолов». Для проекта заимствованы сюжеты также из «Настоящего детектива», «Шерлока» с Бенедиктом Камбербатчем и «Во все тяжкие». Неудивительно, что парнером стала Амедиатека.

Художник выявляет как символы в сюжетах сериалов. Каждый момент, пересмотренный Калининым, становится философией, политикой и историей искусства. Он пишет так, что может создать иллюзию «неизвестного ранее произведения классика». Можно подумать, что это Караваджо — а это Рамси Сноу пытает Теона Грейджоя.

«Шерлок» для художника не только детектив, но воплощение и «англицизма». Когда Шерлоки прячут сигареты от своей мамы, как дети — это напоминает «Монти Пайтон» с его «министерством дурацкой походки». Но мы-то видим, что они спрятали, — и в проекте Калинина настоящим детективом становится зритель, исследующий цепочки культурных ассоциаций. Два пузырька с таблетками из «фармакологической дуэли» Холмса — это одновременно и Дэмиен Хёрст с проектом о медицине как новой религии, и Фрэнсис Бэкон с его фигурами в прозрачных клетках, и ключевой момент «Матрицы», когда нужно выбирать — остаться «источником питания» для лживой системы, или выйти из нее и жить с отвратительной правдой.

В каждом из живописных циклов есть свой доминирующий жанр, который проявляет характер сериала. В «Игре престолов» это натюрморт: мы видим плоть, кровь, люди кадрированы как торсы — тоже мясо. Там собственность, обладание предметами, да и сами люди — не более чем вещи, инструменты для достижения цели. В «Настоящем детективе» это пейзаж, проявленный как роуд-муви, типично американский киножанр. Место действия поглощает человека, словно уничтожает его, — и мирные виды скрывают свою причастность к трагедии, как в фильме «Фотоувеличение» Антониони.

Картина, как правило, собрана художником из многих кадров — чтобы избежать всего случайного и негармоничного. А каждый цикл имеет свою внутреннюю драматургию: избранные моменты перекликаются друг с другом, открывая зрителю смысл фильма. Например, в цикле «Во все тяжкие» дважды появляется отпечаток окровавленной руки (по одной из теорий, начало палеолитического искусства). Когда он возникает впервые, главный герой является охотником и идет по следу, а во второй раз — тогда, когда герой сам становится жертвой. Паук в банке и плюшевый медведь, упавший в бассейн Уолтера из самолета, потерпевшего крушение, — показывают герою, как разрушительна его деятельность. А сюрреалистическая деталь — глаз медвежонка, который Уолтер держит в руке, — метафора «взгляда на самого себя».

Сергей Калинин утверждает, что его проект — это не просто иллюстрации к широко известным многосерийным историям, а попытка по-новому показать их с помощью классических жанров: натюрморт, портрет, пейзаж. Если «Игра престолов», по его мнению, скорее, натюрморт, то «Настоящий детектив» больше склоняется в пейзаж. Также художник предлагает зрителю игру, оставляя в работах намеки на произведения знаменитых живописцев: Караваджо, Фрэнсиса Бэкона, Дэмиена Херста, которые, в свою очередь, служат для понимания тайных смыслов сюжета, если задаться целью их искать.

«Проект состоит из картин на основе четырех сериалов. Не хочется раскрывать и разжевывать все, я считаю, это неверно. Хотелось бы, чтобы люди посмотрели на эти сериалы, на сцены из них моими глазами. Считали бы мои цитаты на художников-классиков. Могу сказать, там их много: от Караваджо до Пластова, Дейнеки, Херста и Бэкона. Я очень много вложил в эту тему, практически год работал только над эскизами», — рассказал Сергей Калинин.

Картина Калинина по мотивам сериала "Игры престолов"
Картина Калинина по мотивам сериала «Игры престолов»
Надо отметить, что живопись все чаще становится полем для размышлений на тему популярных кинематографических и телевизионных произведений. Например, в Savina Gallery до 20 марта проходит выставка «Овсянка, сэр!», посвященная миру Шерлока Холмса. Художница Ольга Юргенсон сталкивает лицом к лицу Шерлоков Василия Ливанова и Бенедикта Камбербатча и создает собственный образ знаменитого сыщика.

Сергей Калинин родился в Москве в 1960. В 1982 окончил Художественный факультет Московского Технологического Института. С 1986 по 1991 преподает живопись и рисунок в этом же институте. Живет и работает в Москве.

В числе персональных выставок Калинина «Поддерживая ничто» (совместно с Дианой Мачулиной), Villa Romana, Флоренция), «Тотальная распродажа», (Центральный дом художника, Москва), «Гомогенная Россия» (Les Ateliers du Vent, Ренн, Франция), «В ожидании аудиенции» (совместно с Фаридом Богдановым, Константиновский дворец, Санкт-Петербург), Die von maschine Gallery and ARTIII+5, Берлин (девять персональных выставок) и несколько выставок к «Триумфе».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here