Деятельное искусствоведение

0
27505

И труды искусствоведов не проходят бесследно, но лишь самые выдающиеся оставляют заметный след на долгие десятилетия. Таким был Михаил Порфирьевич Сокольников (1888−1979) — русский советский искусствовед, один из организаторов Союза художников РСФСР. Его стараниями старинные русские художественные промыслы были признаны достойными музейных экспозиций и государственной поддержки.

7 февраля в Балконном зале Всероссийского музея декоративного искусства состоятся вечер «Искусство длиною в жизнь», к 120-летию Михаила Порфирьевича Сокольникова и открытие выставки, составленной из его архива и коллекции. На витринах были представлены, в том числе, письма Ивана Козловского; редкие фотографии Максима Горького, Петра Чайковского. Художественную часть дополнмом произведения таких мастеров живописи как Татьяна Маврина, Михаил Маторин, Николай Кузьмин и других художников издательства «Academia». Дымковская игрушка работы Зои Пенкиной 1930-х годов, предметы Дулевского фарфорового завода из коллекции семьи Михаила Порфирьевича Сокольникова, лаковая миниатюра Ивана Голикова помогут получить представление о том времени. Он немало содействовал выпуску книг, которые вошли в золотой фонд книг об искусстве.

Деятельное искусствоведениеИздательством «Academia» (1921−1937) были выпущены знаменитое издание «Слово о полку Игореве», пятитомник Александра Пушкина в оформлении Николая Пискарева с гравюрами Владимира Фаворского, Леонида Хижинского и других художников, «Маленькие трагедии» в рисунках Ильи Рерберга, «Армянские сказки» в оформлении Мартироса Сарьяна, «Борис Годунов» в рисунках Владимира Свитальского.

Также прошла презентация книги А.А. Коробкова «Жизнь во имя искусства» о самом искусствоведе.

Михаил Порфирьевич Сокольников родился 15 ноября 1898 года в селе Бонячки Костромской губернии в семье служащего при конторе текстильной фабрики Ивана Коновалова. Год спустя семья переехала в город Кинешму, где молодой Михаил закончил реальное училище. В училище состоялось знакомство с будущими талантливыми писателями Дмитрием Фурмановым, который стал кумиром его юности, и художником Леонидом Черновым-Плесским. В 1916 году Сокольников переезжает в Иваново-Воскресенск, где поступает в Педагогический институт на социально-исторический факультет. В том же году он поступил в Московский государственный университет на факультет общественных наук, литературно-художественное отделение, но из-за войны через год вернулся домой. Пишет и публикует статьи о русской культуре под псевдонимом Андрей Темный. В 1918 году выпустил книгу, под названием, закольцевавшим извечные вопросы русской интеллигенции: «Куда итти?».

Во время гражданской войны костромской Губвоенкомат направляет Михаила на фронт, в штаб Первой армии Туркфронта, в политотдел Третьей Туркестанской кавалерийской дивизии. Вернувшись в родной край в 1920 году, Сокольников становится завклубом при гостинице «Приемник» в Костроме, в 1921−22 годах был завотделом искусств Кинешемского Губполитпросвета и вновь зачислен в ивановский Пединститут. В 1922 году его назначают ответственным секретарем и заведующим издательским отделом издательства «Основа», в 1923 году Михаил Порфирьевич возглавляет издательство.

В 1925 году он переезжает в Москву для работы по приглашению издательства «Молодая гвардия», где впоследствии выпустил последнюю книгу Дмитрия Фурманова «Мятеж». В 1926 году вступает во вновь организованный Всероссийский союз писателей. В издательстве «Молодая гвардия» встречался с Владимиром Маяковским, Константином Паустовским, Сергеем Есениным. Возглавляя художественный отдел издательства, привлекал лучших графиков страны в книжное дело, уделяя особое внимание мастерам гравюры — Владимиру Фаворскому, Павлу Павлинову, Анатолию Суворову, Николаю Дмитревскому, Александру Могилевскому, Владимиру Милашевскому. В 1927 году издает пособие «Классики и современные писатели: на вечерах художественной литературы и общественно-революционных праздниках», тогда же начинает искусствоведческую деятельность — доклады в Обществе друзей книги и Музее изобразительных искусств. В 1930−31 годах работал в московском Полиграфическом институте заведующим издательским факультетом и руководителем кафедры книги. В эти же годы открыл для себя народные ремесла, любовь к которым пронес через всю жизнь.

В 1931 году Михаил Порфирьевич перешел художественным редактором в издательство «Academia», попечителем которого был Максим Горький. В 1934 году издательство выпускает «Слово о полку Игореве», в котором обложка, иллюстрации и весь текст оформлены палехским художником Иваном Голиковым. Издания «Academia» сочетали литературную и научную добротность с нарядной строгостью внешнего вида книги. Издательством были выпущены пятитомник Александра Сергеевича Пушкина в оформлении Николая Пискарева с гравюрами Владимира Фаворского, Леонида Хижинского и других художников, «Маленькие трагедии» в рисунках Ильи Рерберга, «Армянские сказки» в оформлении Мартироса Сарьяна, «Борис Годунов» в рисунках Владимира Свитальского. Для книжного оформления привлекались такие художники как Владимир Бехтеев, Артур Фонвизин, Николай Феофилактов, Иван Бруни, Михаил Родионов, группа «13», Даниил Даран, Татьяна Маврина, Павел Шиллинговский, братья Ушины. После смерти Максима Горького издательство «Academia» практически перестало существовать. И Михаил Порфирьевич сосредоточился на написании книг и статей о жизни и творчестве современных ему художников, среди которых были Иван Павлов, Михаил Маторин, Павел Корин, Николай Кузьмин, Василий Бакшеев и многие многие другие. Его работы помогли развитию отечественного искусствоведения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here