Бенуа и Биотипия

0
82

В зеленом пространстве «Сад Бенуа» открывается паблик-арт инсталляция московского художника Марины Звягинцевой «Эмоциональный полив». Названия арт-объектов — «Нежность», «Спокойствие», «Вдохновение», «Эмпатия», «Эйфория», созданных их охов и вздохов, а также с помощью смешанной техники, биотипии, металла, пропилена, спиннеров, алкидных красок.

Бенуа и БиотипияНа протяжении лета посетители главной культурной локации района смогут взаимодействовать с пятью интерактивными арт-объектами, посвященными разным позитивным эмоциям, чтобы «прокачать» свое настроение. В главной точке притяжения района установят арт-объекты выше человеческого роста — каскады красочных цветов с бутонами-спинерами, над которыми возвышаются полутораметровые колонки-гидранты. Ретро-колонки переносят гостей в прошлое, где гидранты были не только источником воды, но и местом сбора для обмена новостями и эмоциями.

Символическим языком художник воплощает идею цветущего сада, где растения расцветают от щедрого полива «эмоциями» даже после холодных весенних заморозков. Градиент эмоций нарастает от одного арт-объекта к другому — спокойствие, эмпатия, нежность, вдохновение и эйфория. Для переноса эмоционального состояния на объект автор использует собственную технику «биотипия» — живопись на движущейся воде.

«Это история прежде всего про положительные эмоции. А любые положительные эмоции требуют усилий, в них надо вкладываться — их нужно культивировать, выращивать, прокачивать. А потом, как цветы, поливать и заботиться. Если каждый из нас будет взращивать в себе положительные эмоции, вокруг обязательно расцветут цветы», — считает автор паблик-арт инсталляции Марина Звягинцева.

Создавать и проявлять невидимый зрителю культурный слой — одна из важнейших задач паблик-арта, развитию которого посвятила свою творческую карьеру Марина Звягинцева. Ее работы подразумевают не просто оживление ландшафта, но дают возможность нового прочтения, нового переживания уже знакомого пространства с помощью искусства.

«Изначально мы ставили для себя задачу не просто показывать работы современных художников, но и предлагать жителям взаимодействовать с ними. Мы очень рады, что Марина приняла наше предложение о сотрудничестве, так как именно она, как никто умеет создать такие арт-объекты, с которыми легко и смело может взаимодействовать любой зритель — и взрослый и ребенок, сохраняя при этом глубокий смысл подачи и используя силу места, в котором она работает», — поделилась идеолог и генеральный директор общественного пространства «Бенуа1890» Елена Плахтий.

Перед стартом паблик-арт проекта жители Калининского района приняли участие в опросе и ответили на вопрос, с какими эмоциями у них ассоциируется пространство «Бенуа 1890». Художник каждое эмоциональное состояние наделил своим цветом и, как меандры, переливы красок растеклись по «урбанистическим клумбам»: спокойствие в безмятежных оттенках зеленого, эйфория в буйных оттенках оранжевого. Каждая из пяти водокачек будто питается от «водных артерий» города и создает иллюзию «прокачки» особого настроения.

«Проект Марины Звягинцевой „Эмоциональный полив“, подготовленный специально для Сада Бенуа в Санкт-Петербурге, продолжает начатую художницей еще в 2009 году серию урбанистических паблик-арт проектов для „спальных районов“. Сегодня главная тема в ее творчестве — это размышление о человеческих чувствах.
Произведения Марины Звягинцевой всегда имеют важное социальное измерение, искусство видится ей как метафора отношений между людьми. „Проливая“ свои эмоции в пространстве сада, зрители лишь подтверждают древнюю китайскую мудрость: „Смотреть вокруг, смотреть внутрь себя“», — отмечает искусствовед Александра Данилова.

Инсталляция «Эмоциональный полив» — это третий проект Марины Звягинцевой, когда автор обращается к теме интервенции природы в городской ландшафт для снижения уровня стресса и насыщения горожан позитивными эмоциями. Мобильный арт-объект с цветами-спинерами «Закрутилось-началось!» как часть просветительского проекта парка «Зарядья» Park Lab в марте 2021 года стал символом начала сезонных ландшафтных работ.

Арт-объект «Water линия» в подземном паркинге парка «Зарядье» с фитотронами, левитирующими растениями-эпифитами и трубами с мерцающей водой появился летом 2021 года и стала первой в мире постоянной паблик-арт инсталляцией с живыми цветущими растениями под землей.

Бенуа и БиотипияМарина Звягинцева — паблик-арт-художник, автор паблик-арт программы «Спальный район», член Творческого союза художников России и Московского союза художников. Лауреат и призёр престижных международных и российских премий. Паблик-арт работы Марины получили высокую оценку жюри на премиях Курехина, Golden Trezzini, Add Awards и пр. В 2018 году выступала в Санкт-Петербурге в паблик-токе на тему искусства в общественном пространстве в рамках открытого лектория «Культура 2.0». Работает в авторской технике «биотипия», живопись на движущейся воде. С 2020 года исследует природу чувств, а также интервенцию природы в бетонный город и как это влияет на человека. Паблик-арт инсталляции Марины можно увидеть в разных городах: на фасаде ТИАМ в Туле, в подземном паркинге парка «Зарядье», Инновационном центре «Сколково» и во дворе «Высшей школы экономики» в Москве, на фасаде публичной библиотеки в Норильске, в здании «Академии ДКС» в Твери и пр.

О пространстве «Бенуа 1890» и Benua Art Garden

Бенуа и БиотипияОбщественное пространство «Бенуа 1890» — новая жизнь лесной молочной фермы Юлия Юльевича Бенуа. Сегодня «Бенуа 1890» включает в себя: образовательный коворкинг Benua Campus-Page, коворкинг Benua Page, семейный ресторан «Ферма Бенуа», магазин и интернет-магазин «Лавка Бенуа», школу Бенуа, проект «Бенуарики», а также выставочное пространство Benua Art Garden.

Benua Art Garden — галерея современного искусства под открытым небом.
Цель проекта — создать культурное пространство рядом с домом, предложить новую креативную среду, близкую и доступную каждому. Выставочный проект Benua Art Garden впервые открылся в июне 2019 года показом паблик-арт объектов, предоставленных петербургскими галереями и арт-институциями. За 5 лет было реализовано 5 паблик-арт проектов и 2 авторские выставки, 213 открытых экскурсий. За это время более 60 000 человек из Санкт-Петербурга и других городов России приехали в Сад Бенуа на выставки и лекции.

Ферма
Бенуа и БиотипияВ 1890-х годах Юлий Бенуа взял в аренду территорию от Муринского ручья до окраины Петербурга на 50 лет. К 1904 году, после осушения заболоченных территорий, по его собственным чертежам была построена ферма. Главным зданием был деревянный двухэтажный дом с башней, которая служила и украшением, и пожарной каланчой. На ферме были также коровники, сараи, ветряная водокачка. Имелась собственная лаборатория для обработки молока перед отправкой на молочный завод (главным заказчиком фермы был завод на Моховой улице).
Ферма славилась на весь Петербург, считалась образцовой, здесь очень тщательно следили за чистотой и порядком, а также за качеством продукции, а ее работники считались зажиточными. На ферме содержалось более 200 породистых коров. Ферма была удостоена золотой медали на проходившей в 1913 году в Петербурге Всероссийской гигиенической выставке, и высшей награды — на Международной выставке.

Совхоз
После Октябрьской революции ферму Бенуа национализировали. В ноябре 1918 года бывшая лесная молочная ферма Бенуа стала «1-й городской молочной фермой» Петрогубкоммуны. За предприятием закрепилось название «Совхоз «Лесное». В 1920-х годах совхоз успешно развивался. Молоко отсюда поставляли на 20 объектов: ясли, детские консультации, больницы, дома ребенка. С началом НЭПа здесь начали выращивать картофель, разводить свиней, кур и кроликов.
В конце 1921 года совхоз «Лесное» вошёл в ПЕПО («Петроградское потребительское общество», впоследствии — «Ленинградский союз потребительских обществ»). К середине 1920-х годов хозяйство «Лесного» объединили с хутором Реймера, небольшой фермой по другую сторону Муринского ручья. С конца 1920-х здесь стали развивать овощеводство. Во время Великой Отечественной войны совхоз не прекращал свою работу, несмотря на эвакуацию большей части скота и ухода на фронт многих работников. «Лесной» снабжал овощами жителей блокадного Ленинграда.
В 1952 году проспект Бенуа был переименован в «Тихорецкий» а в 1959 году совхоз «Лесной» получил статус государственного племенного завод. В здании дачи находилось управления совхоза и детский сад для детей работников совхоза. К концу 1960-х годов город вплотную подошел к территории совхоза. К 1968 году совхоз переехал на новый участок на стыке Гатчинского и Пушкинского районов Ленинградской области, дав название основанному здесь поселку Лесное. На этом месте совхоз «Лесное» находится и сегодня.

Запустение
Бенуа и БиотипияВ 1973—1986 годах на территории фермы в паре сотен метров от дачи Бенуа была построена башня ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, а в помещениях фермы размещались экспериментальные мастерские.
В конце 1980-х годов «дачу Бенуа» передали школе художественного образования. Илья Глазунов собирался создать тут творческий центр Всероссийской академии художеств. Однако эти планы не осуществились, в марте 2001 года в деревянном здании дачи произошел пожар, от сгоревшего дома остались одни руины.
С 2006 года этот участок официально получил название «Сад Бенуа». Существовали планы превращения этой территории в первый в России «Парк космоса». В 2008 году произошёл пожар в здании коровника, где до того момента находился магазин, с тех пор здание не восстанавливалось. Ферма входит в список объектов культурного наследия, так что собственник имеет право приспособить его только под культурные или образовательные цели. Желающих приобрести полуразрушенные здания на таких условиях долго не находилось. Несколько лет ферма стояла заброшенной, постепенно превращалась в руины и зарастала мусором. Пытаясь привлечь внимание к судьбе исторической фермы, подняли тревогу активисты. Для зданий, охраняемых государством как объекты культурного наследия, возможна только реставрация, на участках нельзя возводить никаких новых построек. Из-за этих условий городу не удавалось продать исторический комплекс. Он был фактически разрушен.

Реконструкция
Бенуа и БиотипияВ сентябре 2011 года комплекс лесной молочной фермы Бенуа, включающий три здания: дачу Ю.Ю. Бенуа, ферму Ю.Ю. Бенуа, административное здание был продан на торгах. Победителем стало ООО «БестЪ», входящее в группу компаний «БестЪ». Группа компаний «БестЪ» работает в сфере недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области с 1997 года. На сегодня «БестЪ» является одной из основных инвестиционно-девелоперских компаний в Северо-Западном регионе страны.
Приоритетным направлением деятельности компании является строительство и реконструкция коммерческой недвижимости. «БестЪ» самостоятельно занимается всеми стадиями осуществления проектов: разработкой концепции, проектированием, строительством объекта, а также его дальнейшим управлением и эксплуатацией.
При работе над проектом «Бенуа 1890» задача стояла непростая: сохранить исторический облик здания, приспособив его под современное общественное назначение с соблюдением действующих нормативов. На основании архивных данных, исторических фотографий проектировщиками совместно с КГИОП велась поэтапная, кропотливая работа над сложным, имеющим множество деталей, фасадом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here