AXIART.INFO Музей им. А.С. Пушкина представляет ретроспективную выставку «Ильязд. XX век Ильи Зданевича». Это одно из самых знаменательных событий в культурной жизни столицы по многочисленным причинам. Первую в России полную экспозицию этого деятеля сопровождают лекции приглашенного куратора выставки — Бориса Фридмана, известного коллекционера, создателя и руководителя компании «Микроинформ», одного из ведущих в России учебных центров по компьютерным технологиям. Такой эксперт может адекватно представить широкому зрителю деятельность поэта, теоретика русского авангарда, издателя, ученого-этнографа, промышленного дизайнера и инженера машин.Илья Михайлович Зданевич (или как его называли — Ильязд) Илья_Михайлович сблизился с Пабло Пикассо, Максом Эрнстом, Жоаном Миро и многими другими ведущими художниками XX века. На выставке впервые показаны оригиналы изданий, созданных Ильей Зданевичем как livre d’artiste, более 200 оригинальных графических работ мэтров авангардной живописи и графики.
В экспозиции представлены произведения из частных собраний Бориса Фридмана и Георгия Генса, президента группы «Ланит». О коллекции этих бизнесменов мы уже писали, когда книги были представлены на выставке в Манеже.
«Илья Зданевич мне напоминает человека-творца эпохи Возрождения — столь многогранно раскрывались его таланты. — поясняет Георгий Генс. — Ильязд был потрясающий эссеист и замечательный художник. Он работал во многих жанрах, и в каждом достиг больших успехов. Зданевич был другом всех лучших художников своего времени. Даже с Пикассо, с которым мало кто дружил, он — единственный — общался всю жизнь, и Пикассо много помогал Зданевичу. Самые интересные книги художника были изданы Ильяздом. Будучи главным рисовальщиком Chanel и работая над узорами тканей, он изобрёл швейный станок, который потом долгие годы использовался на заводах Дома мод. Жизнь и творчество Ильязда хорошо известны специалистам, потому что его вклад в искусство огромен. А широкую российскую публику с именем Зданевича знакомит эта замечательная выставка, открывшаяся в музее имени Пушкина».
Первый экспонат выставки — портрет юного Ильи Зданевича кисти грузинского художника Нико Пиросмани, на фоне которого сфотографировались Борис Фридман и Георгий Генс.
Выставку «Ильязд. XX век Ильи Зданевича» дополнили материалы французских частных собраний, Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного литературного музея, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Представители компании Chanel присутствовали потому, что во время пребывания в Париже Зданевич под псевдонимом «Ильязд» сотрудничал с Габриэль Шанель, с которой его познакомил Сергей Дягилев. Архив Chanel предоставил два фотопортрета Габриэль Шанель в одежде из жаккардового трикотажа, рисунок для которого был создан Ильяздом. Он возглавил бюро рисовальщиков предприятия «Ткани Шанель».
Ильязд занимался также архитектурой, изучал историю храмов Грузии, Армении и Испании, поэтому в экспозиции выставлены его планы храмовых сооружений, сделанные во время путешествий.
Первый раздел посвящен «тифлисскому периоду» жизни Зданевича (1894−1920) — его футуристическим изданиям и афишам к лекциям «О футуризме и о теории всёчества», смешению стилей и жанров.
Второй раздел экспозиции — парижский период жизни 1921−1940. Зданевич принимал участие в организации знаменитых балов «Союза русских художников». Афиши для них (они представлены на выставке) в разное время вместе с Ильяздом создавали Михаил Ларионов, Джорджо де Кирико, Виктор Барт и другие.
Третий раздел выставки освещает самый важный период творчества Зданевича — его работе над изданиями livre d’artiste вместе с Пабло Пикассо, Жоан Миро, Марк Шагал, Макс Эрнст, Фернан Леже, Жорж Брак, Альберто Джакометти.
Первое издание Зданевича в жанре livre d’artiste под названием «Афет» было подготовлено совместно с Пабло Пикассо. Поэта-инженера и художника-новатора связывала многолетняя дружба. В книгу вошли семьдесят шесть сонетов, написанных на русском языке. На выставке представлен пятый экземпляр «Афета», подаренный Габриэль Шанель. Зданевич посвятил ей семьдесят седьмой сонет и тоже включил его в книгу.
Издание «65 Максимилиана, или Незаконное занятие астрономией» считается одним из самых сложных и необычных проектов Зданевича. По его заказу художник Макс Эрнст специально создал 34 офорта.
Наконец и самому Илье Зданевичу была посвящена книга — для выставки был издан подробный каталог.Для того чтобы подробнее познакомить посетителей музея с этим удивительным человеком, Борис Фридман прочитал посетителям лекции на темы «Жизненный и творческий путь Ильи Зданевича» и «Ильязд — самый креативный издатель ХХ века».
«Ильязд был бунтарём, провокатором и, безусловно, фантастически талантливым человеком, — считает Борис Фридман. — Вершина его гения — «книги художника», livre d'artiste. У Зданевича получалось диктовать своё видение этих изданий таким великим художникам, как Пикассо, Миро, Эрнст и многим другим, и они следовали задумке издателя, воплощали его идеи. Это, конечно, уникальная ситуация.
За весь XX век в мире было только две выставки, посвященные Ильязду: в Нью-Йоркском музее современного искусства и Центре Жоржа Помпиду в Париже. Особенно приятно, что третья выставка, уже в новом веке, проходит в Москве. Очень рад, что нам удалось пригласить в качестве научного консультанта и лектора ведущего в Европе специалиста по творческому наследию Ильи Зданевича, французского слависта Режиса Гейро".
С большим нетерпением почитатели ожидали чрезвычайно интересную лекцию «Илья Зданевич и русский Париж» рекомендованного им научного консультанта — Режиса Гейро, исследователя русского авангарда, профессора славистики французского Университета Блеза Паскаля из Клермон-Феррана.Удивительно трогательную историю о личной жизни Ильязда рассказал французский гость выставки Франсуа Мэр (Francois Maire). Долгие годы мать Франсуа была самоотверженной спутницей жизни для издателя. Она поддерживала Зданевича в самый трудный период, была его музой. Франсуа Мэру достался огромный архив, в котором, как он признается, ему было сначала нелегко разобраться. Но, по оценке российских коллег, сейчас он стал экспертом удивительного сообщества художественного авангарда Парижа начала ХХ века.
В ходе выставки также прошли концерт-лекция «Премьера „Скандального концерта“ через 100 лет», камерное исполнение футуристической оперы «Победа над Солнцем» и концерт «Русский музыкальный Париж 1920-х годов».
А где работы самого Ильязда?
Сходите на выставку