Выставка, обреченная на успех. Котики в Манеже

1
1737

Коты поселились в медипространстве со фантастической скоростью. Художники не могут пройти это явление стороной. Возможно, название с упоминанием зверюшек привлекло бы людей на выставку в любом случае. В столице не счесть независимых сильных женщин. Но чтобы «Котики в Манеже» стали заметным событием в Москве, нужно было приложить усилия. Эта выставка показала механизм привлечения зрителя в залы.

Cats-Manage-2— Зачем ты идешь на эту выставку, сказала мне подруга. — Судя по названию, это будет «налетай живопись…» (Недаром она занимает должность вице-президента ИТ-компании по маркетингу. Угадала. Организаторы учли и это ожидание.)

Первое, что я увидела в зале в Манеже, — огромный плакат и подпись с цитатой из «Операции Ы», намекающий, что его сделала «наследница по прямой» актера Вицина. Позже я увидела и вышитый коврик.

Cats-Manage-6Тема котов — беспроигрышная арт-лотерея. Если картины были «на любителя», то чеширская улыбка витала бы в воздухе в любом случае. Но и экспозиция была интересная. Художники готовили работы специально к выставке.

Хотя «Котики в Манеже» заняли всего один зал, правое крыло здания, в экспозиции можно было насчитать 80 картин и пару тысяч фотографий. Все экспонаты были вывешены плотно друг к другу. Было оправдано дерзкое название «Первая масштабная выставка работ современных русских художников, переосмысляющих популярный образ массовой культуры — кота».

Стиль многих художников был узнаваем, (например, Павла Пепперштейна). Были ставшие известными недавно художники — Татьяна Ахметгалиева, Влад Кульков, Ростан Тавасиев.

cats-04Для тонких ценителей искусства предстали фарфоровая скульптура Гриши Брускина. Детей привлекали инсталляции в стиле вседозволенности на стройке. Подросткам были понятны фотки любимых зверушек из соцсетей. Теткам предлагали умиление с котятами. Их мужей и спутников занимали страшилки и женская обнаженка. Вопреки выражению «нет такого явления как равное удовольствие для всей семьи в совместном досуге», этот вернисаж понравился многочисленным гостям, включая семейные группы из разных поколений.

cat-zelkovОлег Целков представил картину, на которой было заметно только синее лицо на черном фоне. Я подумала, что мастер настолько конструктивно переосмыслил образ животного, что кота на его картине вообще не было, а на представленном портрете умиротворенного индивидуума в нирване было запечатлено лишь анимафилистическое впечатление котофана (как в анекдоте про картину «Корова на лугу», представлявшую чистый холст с лозунгом «корова съела всю траву и ушла»). Но благодаря вспышке фотографии с выставки показали, что КОТ ТАМ БЫЛ!!! И какой! С лицом ребенка. Он показался лишь тем. кто захотел унести его образ с собой.

Cats-Manage-9 Cats-Manage-10 Внимание многих посетителей привлек мягко-радужный кустодиевский колорит изображения храма Василия Блаженного, составленного из несколько тысяч кошачьих изображений.

Cats-Manage-8 Был стеб разного пошиба, поп-артовский, сюрреалистический и тонкий с аллюзиями на старинные картины. Были перепевы лубка, наива и неоновых витрин, пародии на книжные иллюстрации к детским книжкам. Разные техники, разные жанры. От изобилия пестрело в глазах, как на заваленном чердаке или на арт-рынке в Измайловском парке в период его расцвета. Картины были вывешены в два ряда, впритык, а между ними обоями были проложены фотографии из Интернета. И хотя это был минус для дизайна зала, но создавало ощущение бескрайней полноты, безудержной котомании.

Cats-Manage-4Чего там не было — так это живых объектов, чтобы они своей витальной природой и наглым обаянием не оттеняли привлекательность картин. Не было кошачьего запаха. Можно было бы «перещеголять» Дэмиана Хэрста с его «ароматной» инсталляциями из гниющего мяса. Но тот опыт показал, что о такой инновации много пишут, а в залы заходить никто не хочет. Чучело было, но из подручных матреиалов и тряпок. Не было кошачьей расчлененки в формалине (за что отдельное спасибо Кошелеву). Светлый образ котиков должен был остаться романтическим, незапятнанным приземленными проблемами. (Хотя в Эрмитаже есть целая армия реальных котов, традиционно охраняющая здание от крыс).

Cats-Manage-5 Были учтены даже вкусы любителей как «няшек», так и садизма, а также пикап-плаката, эпатажа. Желающим удивляться новому, независимо имеет ли это какое-то отношение к искусству, также была представлена всякая дурнина.

В фойе для любителей конкретного сенсорного опыта работал открытый ларек, где товары были только с кошачьими образами в картинах и канцелярской продукции, сувенирах в категории «милая фигня». Удачное завершение визита для распаленного воображения.

Особую атмосферу в залах нельзя на отметить. Ни на одной выставке не было такой деликатности, ненавязчивости и вежливости, как в те дни в Манеже. И это понятно. Пришел отборный посетитель. Кошачьи фанаты по своей природе — демократы. Объявили бы выставку «Собаки в Манеже», наверно, драку и скандалы пришлось бы разнимать.

Cats-Manage-4Куратор и известный художник Егор Кошелев представил собственное полотно и обещал провести лекцию о художественном котоводстве в искусстве. Подвел, так сказать, философскую черту под темой. На то он и кандидат искусствоведения. Несмотря на молодость, Кошелев — один из тех редких людей в современном искусстве, которые могут сформулировать идеи современного художественного процесса сложноподчиненными предложениями и без мата. Казалось бы, на котиках мог расслабиться. Но нет! Стиль «диссертация» — это бунт молодого поколения против отцов. Отцы-диссиденты «крыли». Дети «формулируют». В 90-х отцы сделали бы выставку «Экзистенциализм бытия» с ягодицами крупным планом и кляксами. В 10-х годах этого века дети открывают выставку с прикольным названием «Котики в Манеже» и выставляют работы с претензией на серьезность.

Cats-Manage-12

Егор Кошелев заметил, что «современное русское искусство до сих пор обходило вниманием это массовое культурное явление — засилье котов в нашей реальной жизни». А до этого Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Пабло Пикассо и многие другие великие мастера не считали зазорным рисовать котов.

Не будем льстить организаторам и участникам, что выставленные в Манеже картины были такого же уровня. Но начало положено.

Cats-Manage-3

«Мощная культурная экспансия котов проводится с использованием всех доступных информационных каналов — популярные видеосервисы ежедневно пополняются тысячами роликов, запечатлевших умилительные проделки кошачьей братии, социальные сети транслируют новости из мира харизматичных мышеловов — любой блогер, запостивший котика, гарантированно повышает себе количество лайков», — отмечает куратор выставки. Художникам обидно, что интеллигенция гуглит котиков, вместо того, чтобы мониторить новые картины. В залах был представлен ревнивый ответ богемы.

Cats-Manage-11

Если не считать привозные европейские выставки в музее им. А.С.Пушкина, то «Котики в Манеже» стала самой успешной выставкой столичного сезона. Люди все равно бы прихожили «на название». А так чтобы они еще остались довольными — это нужно суметь.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here