Двенадцатый часовой пояс

0
57
Светлана Тиканова - На краю (коллаж)

В Центре изящных искусств BOZAR (Бельгия) проходит выставка российских художников. Платформа развития современного искусства NEMOSKVA представляет выставочный проект российских региональных художников «Двенадцатый часовой пояс: путевые заметки из России», летом 2019 года в Центре изящных искусств BOZAR (Бельгия).

Идея зарубежного проекта, посвящённого российским региональным художникам, рождена благодаря грандиозному путешествию симпозиума NEMOSKVA. Он был организован Государственным центром современного искусства в составе РОСИЗО при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, а также гранта Фонда Потанина по программе «Музей без границ».
Проект вдохновлен масштабами огромной страны, охватывающей 11 часовых поясов. Кураторы Инке Арнс (директор ассоциации медиаискусства Hartware MedienKunstVerein в Дортмунде) и Дитер Рульстрате (куратор Нойбауэрской коллегии по культуре и искусству при Университете Чикаго), проехавшие с командой экспертов от Москвы до Владивостока, поставили перед собой сложнейшую задачу.

Двенадцатый часовой пояс
Светлана Тиканова — На краю (коллаж)
Почти сразу стало ясно, что обобщить итоги путешествия по самой большой стране мира и резюмировать впечатления от самобытных художественных явлений регионов репрезентативной выставкой в нескольких залах Центра изящных искусств почти невозможно. Именно поэтому проект «Двенадцатый часовой пояс: путевые заметки из России» — это отчёт с места происшествия. А выбор метрики 11 часовых поясов — абстрактный организующий принцип для отбора произведений, отражающих широкий спектр художественных практик, бытующих на необъятной территории России.
На основании личного опыта, накопленного за месяц арт-экспедиции, в кураторской концепции и возник двенадцатый пояс. Несуществующая часовая зона — символическая категория, которая фиксирует способность искусства быть своеобразным «сейсмографом времени», отражая специфические черты, особое бытование сознания, контексты, дискурсы времени. Двенадцатый пояс — связующая нить, объединяющая все 11 часовых поясов, как железная дорога — разбросанные по России города.

Состав художников:
Арт-группа «Провмыза» (Нижний Новгород)
Елена Слобцева (Пермь)
Арт-группа «Куда бегут собаки» (Екатеринбург)
Антон Виноградов (Тюмень)
Дамир Муратов (Омск)
Константин Скотников (Новосибирск)
Наташа Юдина (Томск)
Алексей Мартинс (Красноярск)
Елена Аносова (Иркутск)
Зоритко Доржиев (Улан-Уде)
Светлана Тиканова (Хабаровск) Инна Додиомова (Владивосток)

Двенадцатый часовой пояс
Провмыза — Вечность (кадр из видео)
Отдельным спецпроектом в экспозиции станет работа художницы Александры Артамоновой из Калининградской области — региона, отделённого от основной части России другими территориями. Её видео посвящено отстраненному взгляду наблюдателя на жизнь в российских городах.
Любое путешествие когда-нибудь подходит к концу. И, несмотря на то, что финальной точкой симпозиума стал Владивосток, Центр изящных искусств BOZAR в Брюсселе, где откроется выставочный проект, можно назвать настоящим конечным «пунктом назначения» поезда NEMOSKVA. Ведь BOZAR находится рядом с Центральным железнодорожным вокзалом Брюсселя — тем самым пунктом, который присоединяет Транссибирскую магистраль к Трансъевропейскому экспрессу, но с маленькой разницей в 89 миллиметров. 89 миллиметров — между российской ширококолейной железной дорогой и европейским стандартом.
Платформа развития регионального искусства NEMOSKVA была инициирована в 2017 году как стратегический проект развития современной культуры в российских регионах на период с 2018 по 2022 год. Его цель: развитие горизонтальных связей, продвижение региональных художников и кураторов, исследование современной ситуации на местах через профессиональный диалог и создание новых возможностей для международного сотрудничества. Комиссар и автор идеи проекта NEMOSKVA — искусствовед и куратор Алиса Прудникова, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале, директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ.

В августе-сентябре 2018 года состоялся Международный передвижной симпозиум по Транссибирской магистрали, который объединил более 50 зарубежных и более 70 российских руководителей культурных институций, кураторов, практиков и теоретиков современной культуры. В марте 2019 ограниченным тиражом в свет вышел сборник «NEMOSKVA. Дневники путешествий». Своими размышлениями о невероятной по масштабам и замыслу экспедиции поделились 13 кураторов, каждый из которых выбрал один город для описания. 9 мая в Университете Ка’Фоскари в рамках 58-й Венецианской биеннале состоялась премьера англоязычной версии документального фильма о передвижном симпозиуме «NEMOSKVA: Art in regions». Его создатели (режиссер Кирилл Верхозин и оператор Андрей Худяков) отразили идеи и мысли художников, работающих на отдаленных территориях России. Премьера русскоязычной версии фильма состоится в московском РОСИЗО- ГЦСИ в начале лета. К 2020 году проект «Двенадцатый часовой пояс» планируется провести в Москве и регионах.

Центр изящных искусств BOZAR, старейший и крупнейший центр искусств в Бельгии, сегодня стремится стать образцом европейского центра искусств 21 века. Активно совмещая и дополняя выставочные и концертные проекты мощной междисциплинарной программой, Bozar функционирует как площадка для межкультурного диалога в сфере современной культуры и искусства. Уникальное здание центра, спроектированное архитектором Виктором Хорта в 1920х гг. является неотъемлемой частью архитектурного наследия Бельгии. Размер выставочной площади центра составляет 4000 м², концертный зал насчитывает 2100 мест, также есть две театральные сцены, три зала для мультимедийных проектов и внушительный киноархив, богатство которого признано во всем мире. BOZAR сегодня — это динамичный арт-центр, который ежегодно принимает более миллиона посетителей.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» — многопрофильная организация, занимающаяся разработкой и реализацией выставочных проектов в партнерстве с ведущими мировыми музеями и культурными институциями. Центр ставит перед собой задачу объединить накопленный региональными филиалами ГЦСИ опыт культурного развития в городах России.

Благотворительный фонд Владимира Потанина — один из первых частных фондов в современной России. Был создан в 1999 году предпринимателем Владимиром Потаниным для реализации масштабных программ в сфере образования, культуры и развития филантропии. «Музей без границ» — одна из грантовых программ, реализуемых фондом для поддержки специалистов и организаций, меняющих представление о роли музея в современном мире и делающих его открытым общественным институтом.

Выставка открыта — 27 июня — 8 сентября 2019
Кураторы: Инке Арнс и Дитер Рулстрате
Куратор-консультант: Антонио Джеуза (ГЦСИ в составе РОСИЗО)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here