Показать то, что скрыто

0
228

AXIART.INFO / Ученые узнали, что на обороте легендарной иконы Владимирской богоматери, выставленной в храме при Третьяковской галерее, был лик Николая Чудотворца, но в 15 веке он был заменен на крест. И это только один из фактов, как возрастное затемнение слоев и подновление скрывает первоначальный замысел творцов многих древнейших экспонатов. Но греческие и российские исследователи обнаружили истину при помощи новейших приборов. Об этом они рассказали на конференции «Византия и Русь: Искусство и технологии».

В рамках выставки «Шедевры Византии» состоялась международная конференция, посвященная методологии технико-технологических исследований средневековой живописи с применением новейшего оборудования. Полученными данными обменялись крупнейшие специалисты по византийскому искусству из России и Греции. Впервые в России представлено уникальное оборудование, при помощи которого осуществляется трехмерная спектроскопическая сканирующая томография древних памятников греческих музейных и церковных собраний, в том числе, Афона. Нынче в арсенале искусствоведа дендрохронологический и радиокарбонный методы в исследовании русских икон XV — XVI веков.

Открыла конференцию заместитель директора по научной работе Третьяковской галереи Т.Л. Карпова. Затем с приветственным словом выступил посол Греции, отметивший важность культурных связей в целом и совместного изучения для сохранения произведений искусства наших стран.

Результаты научных исследований продемонстрировали сотрудники Третьяковской галереи, МГУ им. М.В. Ломоносова, Института археологии РАН, ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, Исследовательского центра «Ормилия», Университет им. Аристотеля (Салоники), Музея византийской культуры (Салоники), Византийского и Христианского музея (Афины), Института электронных структур и лазеров (IESL) Фонда исследований и технологий Греции (FORTH), Музея Бенаки (Афины), Технологического института в Афинах (TEI).

Выставка «Шедевры Византии» представляет 18 экспонатов конца X — начала XVI века: 12 икон, 2 иллюстрированные рукописи, предметы литургического обихода — процессионный крест, покров, 2 кадильницы. Куратор выставки — Е.М. Саенкова. Участники: Византийский и Христианский музей, музей Бенаки, собрание Э. Велимезиса — Х. Маргаритиса.

Важнейшими выставлениями конференции стали следующие доклады:

Л.В. Нерсесян (сотрудник Третьяковской галереи), рассказал об опыте использования технико-технологических исследований при работе над Академическим каталогом собрания Третьяковской галереи

А. Семоглу (профессор Университета им. Аристотеля, Фессалоники) — о технологиях и исихазме: параллели и пересечения (Исследование византийских икон с использованием неразрушающих методов томографии и спектроскопического анализа)

А. Цилипаку (директор Музея византийской культуры, Фессалоники) познакомила собравшихся со структурой Музея византийской культуры — образком европейского центра сохранения, консервации и реставрации, исследования и популяризации культурного наследия

Е.М. Саенкова (сотрудник Третьяковская галерея) роль технологических исследований в атрибуции иконы первой половины XIII века «Богоматерь Знамение. Неизвестная мученица»

Д. Суховерков (сотрудник Третьяковской галереи) представил конкретные результаты технико-технологического исследования иконы «Богоматерь Владимирская» первой трети XII века

П. Сьозос (работник Института электронных структур и лазеров (IESL) Фонда исследований и технологий Греции (FORTH)) .

Г. Караяннис (руководитель научного департамента Исследовательского центра «Ормилия») представил презентацию «Трехмерная спектроскопическая сканирующая томография — исследование памятников культуры на микро- и макроуровнях» (3D Spectroscopic Mapping Tomography — Endoscopy of Cultural Heritage Objects, from Micrometer to Meter Scale).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here